Отдых с препятствиями
В Зеленоградске за летний сезон отдохнуло 1200 человек. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

В Зеленоградске за летний сезон отдохнуло 1200 человек. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

На оборудованные в Калининградской области пляжи для инвалидов людям трудно попасть

Создание доступной среды для маломобильных групп населения всегда предполагает обустройство специальной инфраструктуры. Однако даже идеально обустроенная, она может оказаться бесполезной для инвалида-колясочника — просто потому, что он не сможет до нее добраться. Именно такая ситуация сложилась в Калининградской области — посещаемость открытых в прошлом году на балтийских курортах пляжей для инвалидов, оказалась, мягко говоря, невысокой. С чем связаны проблемы доступа к этим пляжам, и что делается для исправления ситуации, попытался разобраться корреспондент «Русской планеты».

Предмет для гордости

В 2014 году в курортных городах Калининградской области — Зеленоградске и Пионерске — появилось два адаптированных пляжа, полностью оборудованных для отдыха людей с ограниченными возможностями. Проект был реализован благодаря сотрудничеству Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» и областного правительства. Сегодня на пляжах есть абсолютно все необходимое — пандусы и лежаки, зонтики и навесы, шезлонги и пляжные коляски, специализированная раздевалка, а самое главное — люди, волонтеры, которые окажут необходимую помощь.

Доступный пляж в Зеленоградске очень быстро стал одним из центров развития социального туризма в Калининградской области.

– Пляж пользуется большой популярностью у инвалидов — за летний сезон здесь отдохнуло более 1200 человек из Новосибирска, Мурманска, Москвы, Владивостока, Волгограда, а также стран ближнего зарубежья — Германии, Словакии, Литвы и Латвии, — говорит Мария Саскова, координатор адаптированных пляжей.

По ее словам, появление адаптированных пляжей повысило востребованность морской рекреации региона в целом. По сравнению с прошлым годом количество посетителей адаптированных пляжей Калининградской области выросло в 4 раза.

– К нам приезжают отдыхать и дети, и взрослые, которые остаются в полном восторге, мы получаем много положительных отзывов о работе пляжей, — подчеркнула Саскова.  

Здесь условия для отдыха не хуже, чем за границей, но обходится такой отдых гораздо дешевле, — делится впечатлением инвалид-колясочник Наталья Иванова, приехавшая отдыхать в Зеленоградск из Петрозаводска.

Кстати, пандусы нужны не только инвалидам. Специально оборудованные съезды и жесткие настилы на песке с удовольствием используют родители с детскими колясками и велосипедисты. Иными словами, сомнений в нужности таких объектов и полезности для региона не возникает. Но трудности передвижения для отдельных групп населения появляются в начале пути к местам отдыха.

Съездами и пандусами пользуются не только инвалиды. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

Съездами и пандусами пользуются не только инвалиды. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

– У нас есть море, и хотя в этом году погода нас не совсем балует, но при первом солнечном дне все жители нашего региона едут на побережье. И люди с инвалидностью — не исключение. Мы тоже любим купаться, загорать, или просто дышать чистым морским воздухом, и хотим использовать для этого благоприятные погодные условия. Поскольку я много путешествую, то могу смело сказать, что оба наших пляжа ничем не уступают европейским по степени комфортности и доступности — на них есть все необходимое для отдыха инвалидов. Уступает им только дорога до заветного пляжа, — говорит инвалид-колясочник Светлана Нигматуллина.

– Если решится вопрос с транспортной доступностью, то количество посетителей адаптированных пляжей существенно вырастет, — подтверждает Мария Саскова.

Два вокзала одной дороги

Самый удобный и быстрый способ добраться до моря и пляжа — железная дорога (Калининград отделяет от морского побережья в Зеленоградске расстояние 34 км, в Пионерске — 46 км. — Примеч. ред.). Но этот способ на поверку оказывается малодоступным для инвалидов.

Северный железнодорожный вокзал Калининграда (промежуточная станция следования пригородных поездов. — Примеч. РП) полностью оборудован пандусами, благодаря чему инвалид-колясочник может без проблем купить билет на поезд, спуститься на платформу, и… на этом его путешествие может закончиться. Устройств для того, чтобы инвалид смог сесть в поезд с низкой платформы, попросту нет.

При строительстве инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями не всегда соблюдаются нормы. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

При строительстве инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями не всегда соблюдаются нормы. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

На Южном вокзале (конечная станция следования пригородных поездов. — Примеч.ред.) такое устройство есть, но находится оно только на одной платформе — той, с которой отходят поезда дальнего следования. Впрочем, желая повысить доступность среды, Калининградская железная дорога (КЖД) сделала исключение для одной из шести в день электричек в Зеленоградск — теперь она отходит с той же платформы, с которой отправляются поезда в Москву и Петербург. Получается, желающие посетить пляж должны с утра уехать и только вечером вернуться обратно.

Неудобство состоит в том, что человек, который хочет воспользоваться этой электричкой, вынужден все согласовывать, звонить, договариваться. Иными словами, услуги этого вида транспорта в то время, которое захочется, просто недоступны. А пандусы бесполезны, так как инвалиду невозможно подняться по ним даже с помощью двух помощников, — утверждает Светлана Нигматуллина. По ее убеждению, Калининградская железная дорога приспособлена для нужд инвалидов лишь частично.

У представителей железной дороги есть свои оправдания. Александр Першин, начальник отдела корпоративных коммуникаций КЖД, подтвердил возможность приобретения специального подъемника, однако затруднился назвать место его установки.

– В этом же году мы больше ничего вводить не будем, и самое главное, что мы должны сделать сейчас, реализуя этот проект — добиться четкого алгоритма действия всех участников проекта, чтобы обеспечить транспортировку инвалидов к морю и обратно, — говорит Першин. — Поэтому мы настоятельно просим звонить заранее дежурному по вокзалу, чтобы тот своевременно оповестил персонал, который будет заниматься и лифтом, и установкой подъемника, и встречать человека в инвалидной коляске.

По словам Татьяны Анашенко, заместителя председателя организации инвалидов-колясочников «Ковчег» (занимается мониторингом доступной среды для людей с ограниченными возможностями. — Примеч. РП), на их постоянные просьбы руководство КЖД отвечало, что нет смысла вкладывать большие средства в переоборудование поездов и станций, поскольку в 2020 году замене подлежит весь состав электропоездов. Новые составы уже будут с подъемниками для инвалидов. В следующем году КЖД планирует лишь купить еще один подъемник, который установят в здании вокзала Пионерска, и таким образом, инвалиды смогут добраться на оба пляжа при помощи электрички.

В 2020 году все поезда будут оборудованы подъемниками. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

В 2020 году все поезда будут оборудованы подъемниками. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

– В прошлом году в результате мониторинга мы выявили, что сам вокзал доступен для инвалидов, а электрички нет. Мы связались с руководством КЖД, и предложили им решить этот вопрос, что собственно и произошло 19 августа (то есть практически в конце пляжного сезона), после того, как мы обратились в прокуратуру, — рассказывает Татьяна Анашенко. — Кроме этого мы хотели сделать так, чтобы инвалиды могли беспрепятственно пользоваться для поездок на море рейсовыми автобусами, однако пока мы не пришли к взаимопониманию с руководством компаний, осуществляющих пассажирские перевозки.

Сейчас в качестве альтернативы у инвалидов есть возможность вызвать социальное такси. В рамках акции «Лето с тобой», организованной региональным Министерством социальной политики, к дому подъезжают специально оборудованные микроавтобусы и отвозят на пляж. Ограничений по времени проезда нет.

– «Социальное такси» набирает популярность, и благодаря программе «Лето с тобой» наши пляжи посетило большое количество людей из разных муниципалитетов области, — отмечает Татьяна Анашенко.

В планах организаторов — открыть в 2016 году еще один пляж на побережье Балтийского моря в поселке Янтарном, решить вопросы доставки людей на автобусах и пригородных поездах.

Не время разбрасывать камни Далее в рубрике Не время разбрасывать камниПочему янтарная отрасль России не нуждается в импортозамещении Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»