Бензиново-колбасное передвижение
Торговля польскими продуктами из багажников автомобилей. Фото: Светлана Дианкина

Торговля польскими продуктами из багажников автомобилей. Фото: Светлана Дианкина

Зачем ездят друг к другу поляки и жители Калининградской области

В июле прошлого года вступило в силу соглашение между правительствами России и Польши о местном приграничном передвижении (МПП), а в конце июля 2013 года польское консульство в Калининграде выдало стотысячное разрешение на приграничное перемещение.

Вручали его жительнице Калининграда в торжественной обстановке. Генеральный консул Республики Польша в Калининграде Марек Голковски выразил надежду, что уже к концу года будет выдано порядка 300 тыс. разрешений.

– Мы выдаем свыше полутора тысяч разрешений в день, — рассказала корреспонденту «Русской планеты» дежурный сотрудник консульства Республики Польша в Калининграде. — И спрос на получение разрешений на МПП не уменьшается.

В консульстве говорят: разрешение на МПП получают практически все, кто представляет требуемые документы. Отказывают лишь гражданам, у которых есть проблемы с шенгеном и выездом за границу. Так что у высказанной консулом надежды есть все перспективы. Учитывая, что все население Калининградской области немногим меньше миллиона человека, к концу года каждый третий житель региона, включая младенцев и немощных стариков, получит документы на приграничное передвижение.

Зачем мы едем в Польшу

«Длинный, зеленый, пахнущий колбасой» караван легковых авто с калининградскими номерами, следующих из Польши на родину, источает тонкий бакалейный дух. Редкий калининградец, посетивший сопредельное государство, возвращается оттуда, миновав польские «Бедронки» и «Ашаны» и не загрузив под завязку багажники сырно-колбасной продукцией. В этом есть свой экономический резон — цены на аналогичные продукты в калининградских магазинах в среднем на 30–50% выше, чем у соседей.

Массовое паломничество калининградцев за дешевой польской колбасой даже вызвало тревогу у владельцев местных сетевых магазинов. Напуганные падением спроса на продукты питания, весной они обратились к губернатору области Николаю Цуканову с просьбой обратить внимание на ситуацию. Особую обеспокоенность вызывает у сетевиков стихийная торговля польскими продуктами прямо из багажников автомобилей на городских улицах.

Предприимчивые калининградцы быстро оценили возможности МПП. Двухгодичный документ за символическую цену дает возможность неограниченное количество раз пересекать границу в обоих направлениях. А определенная сумма, заплаченная «своему» сотруднику таможни, — представить польские продукты в забитом под завязку багажнике не контрабандой, а «товарами, ввезенными для личного потребления».

Очевидно, у торговцев есть некоторая договоренность и с отдельными представителями отечественной полиции. Иначе чем объяснить, что на улицах Калининграда, в небольших городах области процветает свободная уличная торговля в стиле 90-х? Прямо с машин продаются продукты и прочие товары из Польши. Цены вполне демократичные. Разумеется, у торговцев бессмысленно спрашивать сертификаты на товар. Нет и разрешений на торговлю.

– Не будьте наивны, какие документы? Мы приплачиваем, кому надо, — на условиях анонимности рассказала корреспонденту «Русской планеты» уличная торговка Жанна. — В неделю делаю два рейса, перед праздниками — три. На продукты накручиваю в среднем 100%. Частью дохода покрываю накладные расходы — бензин, плата «своим» людям на границе, таможне и здесь. Часть продуктов привожу знакомым по заказу. Миллионы не зарабатываю, но на жизнь хватает.

Жанна умолчала, что продукты, которые она привозит из Польши, самые дешевые, не лучшего качества. В Польше такие покупают малоимущие граждане.

Чем на Руси богаты

Приграничные польские города хорошо ощущают все плюсы и минусы МПП. С одной стороны, наплыв русских покупателей существенно улучшил товарооборот в местных магазинах. Польша настолько хорошо понимает насущные нужды калининградских владельцев разрешений на МПП, что начала строительство нескольких торговых центров вблизи российско-польской границы.

С другой стороны, жителям приграничных польских городов не всегда по нраву обилие калининградцев, опустошающих магазины. Небольшие городки Бартошице и Эльблонг не справляются с наплывом колбасных туристов из Калининградской области и за глаза нелестно называют нас «саранча».

У поляков интерес к нашему региону тоже экономический. Времена, когда от нас в Польшу везли сигареты и водку, прошли. Спиртное в Польше дешевле, чем у нас, и возить его домой соседям нет резона. А провоз сигарет свыше положенного количества — крайне рискованное предприятие. Таможенники, и российские, и польские, очень жестко отслеживают такого рода контрабанду. Попадешься с сигаретами — себе дороже выйдет.

От нас поляки везут топливо — солярку, бензин. Заправляются на приграничных заправках, не доезжая до областного центра. Везут малыми партиями в баках автомобилей. Берут не объемами, а количеством рейсов, в день совершая по несколько ходок.

Стоимость АИ 92 на калининградских заправках — около 30 рублей. Как только литр бензина пересекает государственную границу, его цена вырастает вдвое. Машина с сорокалитровым бензобаком приносит поляку 40 долларов чистого дохода за один рейс.

А как же культура?

Изначально целью малого приграничного передвижения было стимулирование культурных обменов между двумя народами, расширение связей и укрепление дружбы. Однако эта культурная составляющая МПП так себя и не проявила.

Руководитель Культурно-делового польского центра в Калининграде Томаш Оманьски специально для «Русской планеты» высказал свое мнение:

– Я не вижу никакого особого рывка в расширении культурных связей между нашими странами после введения местного приграничного передвижения. Я не могу быть уверен в этом на 100%, ведь наш центр — лишь одна из многочисленных организаций, которые ведут работу в сфере российско-польских культурных отношений. Но на нашем уровне если и произошел рост, то он незначительный. Местное приграничное перемещение пошло на пользу полякам, которые возят бензин. Еще полгода назад российско-польскую границу пересекали 13–14 тысяч человек в сутки. Сейчас — свыше 20 тысяч. И это не ансамбли народной песни, это бензовозы.

В целом принятое год назад соглашение, давшее «зеленую улицу» приграничному передвижению, пошло на пользу всем. Довольны калининградцы, получившие возможность покупать недорогие польские продукты, контрабандисты, увеличившие доходы, нечистые на руку полицейские и таможенники, имеющие свою мзду. Рады и поляки, повышающие свое благосостояние за счет российского бензина.

Только культуру обошли.

Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»