«Благодаря любви к небу»
Владислав Венсяцкий. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Владислав Венсяцкий. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Основатели коммерческой авиации в Калининградской области рассказали, почему вместо машины или катера лучше купить самолет

Сегодня многие калининградцы готовы вкладывать свои деньги в возможности активного отдыха или путешествий. Могут позволить себе содержание катера или миниатюрной яхты. Для их нужд строятся многочисленные водные стоянки, разрабатываются отдельные пограничные пункты. Однако некоторые жители решили пересмотреть свои взгляды в пользу неба и планируют развивать в регионе малую авиацию. Как заявляют энтузиасты, затраты на содержание самолета вряд ли превысят аналогичные для морского судна или внедорожника, а текущая стоимость подержанных базовых моделей колеблется в пределах 30–40 000 евро. Управлять ими несложно, проблема заключается в другом: где получить лицензию пилота и насколько далеко можно летать в Калининградской области. Корреспондент «Русской планеты» посетил единственную в регионе частную взлетно-посадочную полосу, чтобы узнать о перспективах развития данной отрасли.

Первые шаги

Мир неба открывается обывателю разве что из окна авиалайнера, хотя многие хотели бы оказаться за штурвалом собственного самолета. Малая авиация как раз для таких мечтателей. Еще в советское время подобная возможность была у миллионов восторженных мальчишек и девчонок: аэроспортивные клубы, кружки авиамоделирования, даже легкие планеры, которые можно было сделать по инструкциям в журнале «Сделай Сам». Все это уже ушло в далекое прошлое.

90-е годы, как мы знаем, привели к коммерциализации 99% отраслей. Не избежали этой участи и профильные авиационные клубы Калининградской области. Сегодня они являются частью истории: один, Гвардейский аэроклуб — закрыт после череды трагедий с парашютистами и крушением самолета, другой, на базе аэродрома Дэвау и ДОСААФ — просто прекратил свою активную деятельность. Регион фактически оставался без площадки для малой авиации.

Именно тогда группа энтузиастов, летчиков, выпускников знаменитого Качинского высшего военного авиационного училища (Alma mater 352 героев СССР и 19 героев РФ — Примеч. авт.) решила взять целую отрасль в конкретном регионе в собственные руки. Биография каждого удивительна: летчик-инструктор, заместитель командира истребительного полка, действующий авиационный диспетчер аэропорта Храброво, юрист, имеющий профильное авиационно-инженерное образование, и летчик транспортной авиации. Они арендовали землю неподалеку от Калининграда и купили подержанный самолет.

– «Балтийский центр малой авиации» и взлетно-посадочная полоса «Стрельня» появились, потому что мы не видели альтернативной площадки для развития этого направления авиации в области, — вспоминает директор компании Владислав Венсяцкий. — Все, кого вы здесь видите, работали с региональным отделением ДОСААФ и пытались практически безвозмездно предоставить им наши навыки и умения, но, к сожалению, ничего не вышло. Мы работали там без выходных и отпусков целых два года за скромную зарплату в 10 000 рублей, за идею фактически. И тогда мы приняли решение начинать с нуля и приступили к строительству собственной коммерческой площадки гражданской авиации общего назначения посреди чистого поля. Сложности были только с нехваткой рук, остальное — даже и вспоминать не нужно!

К разговору о взлетной площадке присоединяется заместитель Владислава по летной подготовке Андрей Филиппов.

– Поле было — целина настоящая. Первый год мы дисковали, потом укатывали — у нас даже трактор свой МТЗ-80 есть. Полосой надо постоянно заниматься, недавно новые входные маркеры поставили. Сейчас будем ближе к зиме и боковые менять, — делится планами Филиппов.

Полоса, и правда, выглядит ухоженной, и заметна с дороги, благодаря своему практически идеальному рельефу и строящимся неподалеку самолетным ангарам. Здесь все гордятся своей работой и тем, что большая часть сделанного — результат собственных сил.

В ангаре достраивается частный самолет «Эксельсиор». Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

В ангаре достраивается частный самолет «Эксельсиор». Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

– Мы все как один: и слесари, и чернорабочие, и строители, и электрики. Все, что видите нашими руками собрано. А еще ведь и бухгалтерская работа, и полеты — наше главное дело, так что опять без выходных и отпусков. Ну, раз уж начали, нельзя бросать или отказываться, — с уверенностью говорит директор центра.

Это их первый серьезный бизнес-опыт. Пока что «БЦМА» только развивается в полноценную структуру. Первый этап — обкатка техники и создание «базы»: ВПП, диспетчерской, ангаров — подходит к завершению. Остается только открыть центр обучения и популяризовать малую авиацию в области.

Правила допуска к полетам

Пока что самолет, эксплуатируемый на ВПП «Стрельня», всего один — американский «Cessna 150» 1973 года выпуска, но рядом в ангаре достраивается частный самолет «Эксельсиор» одного из бизнес-партнеров Владислава. Работа над этим частным проектом ведется уже третий год двумя инженерами-конструкторами. В принципе, любой калининградец может заказать у них самолет, согласно своим предпочтениям. Но вернемся к самому заметному объекту «БЦМА».

– «Цессна» — это в первую очередь учебный самолет. Его используют во всем мире. Он простой в эксплуатации и может применяться также и в коммерческих целях, и для туризма. Двухместный. Удобный и простой. Да и вариантов больше не было других, — характеризует летательный аппарат директор «БЦМА». — Естественно он поддержанный, не так давно привезен из Германии, где он эксплуатировался. А зарегистрирован и получил сертификат летной годности уже в Калининграде.

Вообще, сертификаты летной годности — главные документы для владельца самолета. В регионах их очень сложно получить, из-за малого количества техники, поэтому все документы выдаются в Москве или Санкт-Петербурге. Для этого оттуда приглашают специалистов, которые на месте осматривают технику.

– Почему у нас нет своего отделения, и появится ли оно когда-нибудь? Вряд ли. В этом нет никакой необходимости. Никто не согласится вкладывать деньги в это, когда в области 2 или 3 самолета, — делится своими мыслями Владислав.

Другое дело — центр подготовки пилотов малой авиации. Это калининградцам из «БЦМА» по силам, и уже в ближайшие годы они намерены реализовать собственные планы. Сейчас, чтобы получить лицензию пилота, требуется, как минимум на 4 месяца забыть о семье, бизнесе или работе и лететь в те же Москву или Санкт-Петербург. Теоретический курс продлится один месяц, а еще 90 дней будет идти практика, включающая 42 часа дневных полетов и три ночных часа.

– Мы бы хотели на базе нашей площадки построить полноценный авиационный учебный центр, — рассказывает Венсяцкий. — Впервые на территории Калининградской области! Это сложная задача, но надеюсь, у нас все получится. Он точно будет востребован, ведь получить лицензию частного пилота станет возможным без отрыва от дел в городе или области.

Говоря о перспективах малой авиации, Владислав Венсяцкий уверен — они такие же, как и в любом другом регионе: начиная от туристических полетов до мониторингов местности, в которых нуждаются коммерческие или даже государственные организации. Во всем мире это направление очень развито и приносит неплохую прибыль. Самолет может использоваться в рекламе, на свадебных церемониях и других мероприятиях. Но всем этом есть свои ограничения.

Местные особенности

Калининградская область — регион со сплошной границей, а значит и с 25-километровой зоной, полет в которой возможен только после получения соответствующего разрешения. Также ограничения накладываются на воздушное судно, на ВПП и на пилота, и даже на маршруты. Но если не учитывать даже эту особенность региона, в авиации все равно нельзя как с автомобилем: приземляться где и когда вздумается. Пилот должен слушаться указаний диспетчера и беспрекословно соблюдать требования безопасности во время полета.

Коллега Владислава, пригласив к своему рабочему месту, достает с полки аккуратную папку, в которой содержатся все допуски и ограничения, касающиеся ВПП «Стрельня». Документы заверены высоким начальством ОВД и ФСБ, причем не только Калининградской области.

– Так, смотрите внимательно. «Стрельня» — не аэродром, а взлетно-посадочная площадка, состоящая из двух полос. Допуски, превышение — это все неинтересно, а вот тут можете посмотреть на карту. Вот мы, красным цветом обозначена 25-километровая приграничная зона. А эти отметки на другой карте — сотовые вышки. Здесь схема как прилететь к нам, и как от нас улететь.

Все полеты начинаются с запросов и разрешений. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Все полеты начинаются с запросов и разрешений. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Мужчина листает страницу за страницей, попутно объясняя назначение той или иной карты или таблицы. В том числе рассказывает он и про полет по кругу, который мы могли наблюдать подъезжая к взлетно-посадочной полосе.

– Читайте. Если ветер начинает дуть со скоростью 10 м/с, на нашем самолете запрещен взлет, а если 7,5 м/с — тогда посадка. То есть 8 м/с закрывает для нас небо. Сейчас я ходил, измерял — 4 м/с, это хорошо, ведь у нас скоро вылет. Те же запреты, если гроза или облачность низкая (ниже 200 метров — Примеч. авт.), ведь любой заход к нам должен быть визуальным. Даже если самолет оборудован всеми приборами, мы не сможем принять такое судно. На нашей ВПП отсутствуют соответствующие световые приборы. Исключение — аварийные ситуации, но тогда ответственность лежит на командире судна. Ведь именно он принимает окончательное решение, — заключает Андрей Филиппов.

– В Сибири на такую площадку даже ТУ-154 сел, так что если приспичит, то приземлиться можно, — шутят здесь. — Победителей ведь не судят...

А так места в небе для полетов достаточно, уверяют авиаторы. Среди запретных зон: Калининград, как населенный пункт, другие областные города, нельзя также летать в зоне аэропорта Храброво и над военными объектами. Пересекать границу также запрещается, если вы предварительно не прошли процедуру таможенного и паспортного контроля в аэропорту Храброво.

Учитывая текущее количество частной воздушной техники и единственную действующую частную ВПП для малой авиации, отследить перемещение самолетов в области — задача достаточно простая. Помимо обязательного контроля транспортной прокуратуры, в регионе огромное количество сил ПВО.

– Необходимо помнить, что все полеты начинаются с запроса,  ведь мы находимся в приграничной полосе, — напоминают в «БЦМА». — Если хочешь летать в Калининградской области, подаешь заявку через Северо-Западный центр управления воздушным движением, который находится в Санкт-Петербурге. Оттуда приходит документ как руководство к действию для нашей группы планирования и координирования воздушного движения, расположенной в Храброво. Они уже утверждают план, по которому мы сможем летать. Но каждый раз мы обязаны докладывать о начале и завершении полетов в этот центр и связываться с ПВО: такое-то воздушное судно, по такому-то плану, с такой-то площадки взлетело. А после окончательной посадки информируем: свою работу закончили.

Владислав и его коллеги напоминают о еще одной особенности авиации. Постоянная практика, отработка маневров в воздухе и на земле.

«Летчики до конца» 

О неудачах в воздухе пилоты не говорят, так же как и неохотно вспоминают прошлое. Лишь вскользь летчики упоминают об известном всем разборе полетов — обязательной каждодневной процедуре, где обсуждаются все недочеты летной группы и наземных служб.

Мы сидим в импровизированной диспетчерской, Андрей Филиппов и один из его друзей готовятся к взлету — в одном из поселков должны пройти памятные мероприятия, где соберутся их однополчане. На своей «Цессне» они пролетят мимо них, качнут как в песне, крылом.

Летчик несколько раз проверяет метеоусловия, мониторит сайты погоды: русские, польские, американские, все сравнивает.

– Вы знаете, мы летчики до самого конца, — говорит один из инженеров, наблюдая за предполетной подготовкой. — Все что мы делаем здесь — оно только благодаря нашей любви к небу.

Уже двигаясь в сторону Калининграда можно было увидеть, как парит одномоторная «Цессна» над дорогой. Медленно переваливаясь через воздушные потоки, она уверенно двигалась к своей намеченной цели...

«Могут отравиться не только собаки, но и маленькие дети» Далее в рубрике «Могут отравиться не только собаки, но и маленькие дети»Какова степень человеческой жестокости и цена собачьей преданности, выясняла РП у волонтеров собачьего приюта «ТимВилль» Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»