Будущее из гаража
Первые летные испытания проекта проходят с его мини-копией. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Первые летные испытания проекта проходят с его мини-копией. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Изобретатель из Калининграда отказался от предложения работать в Америке и проектирует новые типы летательных аппаратов в России

В небольшом городке Гурьевске Калининградской области живет человек с необычной судьбой и невероятными идеями. Юрий Цыбенко — конструктор-изобретатель. Всю свою жизнь он посвятил разработкам самолетов и двигателей для них. О нем пишут профильные журналы, его проектами восхищаются изобретатели с мировым именем. У него есть возможность уехать в любую страну мира, где он, конечно же, будет принят и найдет свое место. Но конструктор предпочитает оставаться в России — стране, которая дала ему возможность реализовать себя.

Большие надежды

Он родился в Казахстане, но считает себя русским. Будучи школьником, членом клуба авиамоделистов, он принял для себя решение, во что бы то ни стало научиться управлять настоящим самолетом. Для советского мальчишки это было пределом мечтаний.

– Мы жили недалеко от Балхаша в поселке с населением в 20 тыс. человек, рядом с закрытым урановым рудником. Кукурузники (самолеты Ан-2 — Примеч. авт.) постоянно пролетали у нас над головой, — вспоминает Юрий. — Мы ходили смотреть на них, дружили с механиками, пилотами.

Вместе со своим другом они собирались поступить в летное училище, но оба не прошли отбор и попали в армию. Юрия распределили в город Фрунзе (сейчас — Бишкек, Киргизия — Примеч. РП), после службы он остался там, устроившись на военный завод токарем. Здесь же был собственный аэроклуб, где Юрий решил сдать экзамены на летчика, совмещая свою работу с мечтой юности.

– Впервые в жизни я поднялся на легком самолете — ощущения незабываемые, — делится Юрий Цыбенко. — Мне казалось, что вот оно, мое призвание. Я понял, что хочу заниматься этим. Ушел с завода, устроился в аэроклуб старшим техником связи.

В одной из фрунзенских газет Юрий Цыбенко прочел о некоем Викторе Дмитриеве — изобретателе и конструкторе легких самолетов. Оказалось, что тот строит свои аппараты на четвертом этаже жилого дома.

– Когда он наконец пригласил меня к себе и мы шли через зал, я увидел, что по всей квартире разложены авиационные моторы, запчасти, собранные крылья. Он жил один, ему было около 40 лет. Несостоявшийся летчик, — вспоминает изобретатель. — У меня был опыт построения копий самолетов в авиамодельном кружке, но желание летать больше часов, чем позволял аэроклуб, не оставляло меня. И я решил строить собственный самолет.

Дмитриев учил всему, что знал. Юрий помогал ему делать крылья для самолетов и готовить технику к испытаниям. Правда, по признанию Цыбенко, за штурвал прототипа он так и не рискнул сесть.

– Аппараты приходилось тестировать в вечернее или ночное время. Совсем недалеко была граница с Китаем, так что наши увлечения органы внутренних дел и КГБ не одобряли. Самолет был легким, разборным, без кабины, вывозился в поле всего на одном «Москвиче», — говорит Юрий. — В город приехали студенты-выпускники киношколы, они отсняли короткометражку под названием «Сколько стоит самолет». Как потом оказалось, лента попала на Женевскую выставку, а оттуда перекочевала в кинотеатры СССР. Ее крутили перед основными фильмами.

Через какое-то время Юрий увлекся дельтапланеризмом. Был приглашен в сборную Киргизской СССР. В 1980 году выиграл чемпионат среди участников из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Юрия заметили в Алма-Ате: директор авиационного завода пригласил его к себе, поставив задачу воссоздать целую отрасль малой авиации. К 1987 году Юрий построил свой первый самолет. Его пригласили на общесоюзный слет молодых конструкторов в Москву.

– Вы просто должны понимать, что перевезти самолет из Алма-Аты в Москву не так уж и просто. За нами прилетел транспортник из Иркутска, который и доставил нас на вместе с техникой. Это было мое посвящение на Тушинском поле среди толпы зрителей, коллег, молодых конструкторов. Самолет тестировал Виктор Заболоцкий — космонавт и знаменитый летчик-испытатель.

Успешные проекты

Независимый Казахстан, казалось бы, открывал для начинающих предпринимателей безграничные возможности.

– На деньги, полученные от продажи части моих чертежей, мне удалось купить дом и построить рядом с алма-атинским аэроклубом ангар. Там же я открыл собственное конструкторское бюро. Ежегодно мы производили по одному самолету, хотя основной деятельностью являлся ремонт и обслуживание авиатехники и дельтапланов, — вспоминает Юрий.

Первые годы дались тяжело. Лучших специалистов приглашали за рубеж на высокооплачиваемую работу. Вскоре КБ Цыбенко объединилось с еще одним бюро. Юрий занял в новой компании должность главного конструктора.

– Друзья часто предлагали мне переехать в Америку, — вспоминает Юрий. — Была такая компания «Карл Хэйс», где я занимался отгрузкой запчастей для самолетов из Казахстана в США. В конце концов получил от владельца компании хорошую премию и приглашение на работу в Сан-Диего.

Особенность всех проектов конструктора Цыбенко — корпус-«летающее крыло». Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Особенность всех проектов конструктора Цыбенко — корпус «летающее крыло». Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»

Там Юрий Цыбенко наладил ремонт двигателей от советских самолетов, массово скупаемых американцами по всему бывшему СССР.

– Говоря откровенно, в США найти себя трудно. Я не знал языка даже полгода спустя. В результате, когда я побывал там во второй раз, понял: все красиво и радужно, но не для меня. Америка — сплошная бутафория. А проблемы — они везде есть!

И тогда мне предложили переехать в Калининград, чтобы возглавить российско-немецкое предприятие по отливке корпусов для самолетов. Уже был куплен дом, перевезена семья, но поздней осенью 2002 года случилось страшное. Во время перелета через Альпы на моторном планере хозяин немецкой компании, с которой были все договоренности, потерпел крушение. Вдова и наследник продали завод в Чехию. Так что Юрию пришлось начинать все с нуля в новом, незнакомом месте.

– В Калининграде авиация была развита слабо, — говорит откровенно Юрий. — Я сразу познакомился здесь с любителями и моделистами. Когда показывал свои построенные самолеты, было заметно, что здесь это ново. Ни у кого не было серьезных проектов, кроме одного человека из Советска. Но он строил свой самолет уже 10 лет, используя готовые крылья от планера и собранный чешский двигатель.

Чтобы прокормить семью, Юрию приходилось браться за самые разные проекты, но одну идею он вынашивал уже много лет — создание собственного авиационного двигателя.

– Это должен был быть иной уровень. Я обратил свое внимание на идеи и проекты Сергея Баландина. Двигатели бесшатунного типа этого русского изобретателя планировали к серийному производству сразу после Великой Отечественной войны, но, как вы помните, настала реактивная эра и про поршневые двигатели забыли на долгие годы. Его разработки были либо засекречены, либо утрачены. Я начертил проект двухцилиндрового двигателя гондольного типа — для уменьшения сопротивления, а затем изготовил за 6 месяцев его прототип в своей мастерской, — вспоминает конструктор. — Стендовый образец выдал 64 лошадиных силы при весе агрегата в 17,5 кг. При использовании редуктора мне удалось понизить обороты в минуту с 6 000 до 3 000, что позволит устанавливать винты большого диаметра на реальных самолетах.

Машины будущего

С тех самых пор Юрий Цыбенко не прекращает свою работу над инновационными проектами. Идеей, которой загорелся изобретатель, явился проект самолета-гидроцикла. В мастерской представлены несколько уменьшенных копий.

– По сути, это простой самолет-амфибия с красивым дизайном, построенный специалистами из компании «Рутана». Он получил название «Айкон-А5» и был принят достаточно хорошо, хотя конструктивно не отличается от «Бекаса» (легкий многоцелевой самолет, выпущенный в 1993 году в Харькове. — Примеч. РП). Конечно, у него есть большой отсек для хранения вещей, складывающиеся крылья, но по размерам он с хороший катер, — уверяет Юрий Цыбенко. — Я подумал, что если и делать такой проект, то корпус летательного аппарата тоже должен быть несущим. А конструкция самолета обязательно должна напоминать центроплан, то есть посадка людей будет осуществляться один за одним — ровно, как и на гидроцикле. У такого самолета крылья должны складываться, как у птицы. Сделал чертеж, все рассчитал, изготовил несколько радиоуправляемых моделей.

На воплощение этого проекта у Юрия уйдет около года и 10 тыс. евро, хотя все основные работы по фюзеляжу он планирует завершить за три зимних месяца.

– Только около полугода ушло у меня, чтобы придумать нужную форму и конструкцию! С моим сыном мы организовали дымовую комнату, где вентилятором продували макет самолета, как в аэродинамической трубе. Важно было понять, как воздух обтекает фюзеляж, где он запирается, какое расстояние должно быть между элементами. Этот тест показал нам возможности конструкции до воплощения в полноценный самолет.

В мире все еще нет ни одной амфибии типа «летающее крыло», поэтому проект называют уникальным. На его основе Цыбенко разрабатывает также и планер, и многоместный самолет, и даже аэромобиль. Но пока изобретатель не хочет выдавать все секреты. Единственное, чем поделился Юрий, — двигатель в летательном аппарате будет беспоршневым.

Цитадель Кенигсберга Далее в рубрике Цитадель КенигсбергаПочему калининградские форты до сих пор находятся в запустении, и почти никто не хочет их восстанавливать Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»