Собственное метро
Пасажирский автобус переделанный в рельсобус в Эквадоре, 2009 год. Фото: wikipedia.org/ KLOTZ

Пасажирский автобус переделанный в рельсобус в Эквадоре, 2009 год. Фото: wikipedia.org/ KLOTZ

Что даст рельсобус жителям Калининграда

Сегодня в Калининграде в первый рейс от улицы Киевской до Северного вокзала вышел поезд-рельсобус. Первыми его пассажирами стали чиновники из госадминистрации во главе с мэром, начальник железной дороги, журналисты и несколько местных жителей.

До остановки за Балтийским рынком, с которой собирались торжественно пустить первый рельсобус, добраться с утра непросто. На машине проехать туда оказалось невозможно. Водитель, выполняя просьбу, решил «ехать по-казахски» — на большой скорости совершал крутые виражи, но все время упирался в очередной тупик. Наконец, на помощь нам пришел местный житель:

– Сынок, туда на машине никак, только пешком вниз по мосту и там уже остановка.

На часах уже за семь утра, я выскакиваю из такси и бегу вниз по мосту. Торжественный старт запланирован на 7:26. Проскакиваю небольшую проходную, бегом несколько поворотов по железным ступеням, еще немного спортивным шагом и смешиваюсь с толпой. Здесь все ждут первый рельсобус — железнодорожный вагон, который поедет по самой обычной железной дороге, которая и раньше тут была. Только теперь по ней вместо грузов повезут людей. Переформатировали.

Операторы снимают рельсобус, как первый в истории паровоз — бегут за ним с камерами, топятся у открывшихся дверей.

Первый рельсобус отправляется в 7:26. Фото: Катарина Радзиховская

Заходим внутрь, и отовсюду сразу слышится:

– Какая красота! Да вот надолго ли?

Вагончик действительно хорош — чистенький и светлый, с удобными сиденьями. По сравнению с большинством автобусов и уж тем более с совсем «убитыми» трамваями, он сияет новизной. Едет спокойно, без крутых виражей. Одна из первых пассажирок, Елена, новшеством довольна. Если раньше она до работы в центре добиралась за сорок минут, то теперь доедет за двенадцать. Только на работу ей к полдевятого, а ближайший по времени рельсобус идет в семь часов двадцать шесть минут, и чем так рано заняться на работе, она не знает.

По словам первого кондуктора первого рельсобуса Екатерины Банниковой, сейчас проводится первая обкатка новой линии. Будет изучаться спрос, а также наполняемость пассажирами и рентабельность. Сейчас она продала примерно тридцать билетов, но уверена, что со временем пассажиры распробуют маршрут и он начнет окупаться. А если у них будут какие-то пожелания, в том числе и к графику, то на стенах есть номера телефонов, по которым их можно высказать.

Рельсобус ждет отправления на станции Вейборн, Норфолк, Великобритания, 2012 год. Фото: flickr.com/ Gerry Balding

Точно по расписанию, в семь тридцать восемь, вагончик прибывает к Северному вокзалу. Здесь, прямо на платформе, городские власти дают пресс-конференцию.

– Сегодня мы открыли наше собственное наземное метро, — не без гордости говорит мэр Калининграда Александр Ярощук. — У нас фактически была готовая ветка, которой мы не пользовались. Потом откроем еще, планируем ветку с улицы Двинской. Это пока пробный маршрут, он дотационный — мы выделили на него четыре миллиона двести тысяч рублей до конца года. И он дешевый для жителей: за пятнадцать рублей можно доехать на автобусе 1Ж, а затем пересесть на рельсобус уже бесплатно. Тот, кто садится только на рельсобус, тоже платит пятнадцать рублей. Мы рассчитываем с его помощью разгрузить пробки. У нас из Балтрайона хоть машиной, хоть автобусом уходит по два часа, чтобы доехать до центр. А теперь будут за двенадцать минут доезжать.

При этом городские власти признают, что у маршрута имеются существенные недостатки: от улицы Павлика Морозова, где останавливается автобус 1Ж, до остановки на Киевкой надо идти пешком около десяти минут. Дальше вниз по той самой крутой лестнице моста. Людям с ограниченными возможностями, на колясках и костылях ее не преодолеть. И матерям будет трудно спускать детские коляски, да и для детей ступеньки крутоваты. Но это все — лишь временные трудности, уверяют власти города. Скоро, по их заверениям, здесь появятся удобные дороги, подъездные пути для машин. И даже автокарманы, где можно будет оставить автомобиль, на поезде съездить из Балтрайона в центр и вернуться обратно: по примеру Москвы, где люди пересаживаются из авто в метро и едут.

Начальник КЖД Сергей Коломеец обещает, что если маршрут будет пользоваться спросом, к нему добавят необходимое количество вагонов. Пока же в нем сидя могут проехать 78 человек, стоя — приблизительно 110. Главное — чтобы симпатичный вагончик прижился. И хоть немного уменьшились пробки.

Двусторонний 56-местный рельсовый автобус Мишлен, тип 22 на двух 4-осных поворотных тележках, Франция, 1934. Фото: wikipedia.org/ A1AA1A

Калининград — город небольшой, где на площади в 223 квадратных метров проживает около 600 тысяч человек. При этом средневековая крепость мало приспособлена для современного транспорта. Улицы просто некуда пробивать и расширять. Особенно не повезло в этом плане Балтрайону — именно из-за пробок он считается самым непрестижным. Рельсобус в Калининграде уже проверенный способ решения транспортных проблем. Еще несколько лет назад был запущен рельсобус, соединивший поселки в черте города с районом Сельмы.

Первые в мире рельсобусы появились почти сто лет назад. Например, своеобразная смесь автобуса и лимузина бегала по рельсам еще в тридцатых годах в Галиции и называлась «Люкс-Торпеда». «Торпеды» обслуживали несколько направлений, соединяя Тернополь, Залещики, Львов, Станислав (ныне Ивано-Франковск — Примеч. РП), Чертков, Колымею Большая часть машин погибла во время войны, а те, что выжили, уже советские механики разобрали на запчасти. Скорость по тем временам у них была просто космическая: участок Львов-Красное они преодолевали со средней скоростью в 90 км/ч. Могли развить и до 120 км/ч. Современные скоростные поезда ездят всего лишь на 70 км/ч.

Рельсобусы популярны в Германии, Литве и особенно в странах Латинской Америки — Кубе, Венесуэле, Боливии, Перу и многих других. Их любят за дешевизну, быстроту и удобство.

Неудержимо рвало на больничную койку Далее в рубрике Неудержимо рвало на больничную койкуЧисло отравившихся едой из киоска в Калининграде перевалило за 60 человек Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»