«К православным в Литве относятся с особым почтением»
Храм Св. Константина и Михаила. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

Храм Св. Константина и Михаила. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

Как взаимодействуют в Прибалтике две христианские конфессии и какую роль в воспитании местной молодежи играет Виленско-Литовская епархия

Приход православного храма Святых Константина и Михаила, расположенный в самом центре Вильнюса, — один из самых многочисленных среди церквей в Литве, где православие исповедуют не более 4% населения. О том, как ему удалось обрести «голос» после ста лет молчания, как отразились экономические события на его прихожанах и как относятся католики к православным в Литве корреспонденту «Русской Планеты» рассказал священник храма Святых Константина и Михаила, председатель комиссии по работе с молодежью Виленско-Литовской епархии, иерей Константин Лазукин.

– Отец Константин, какова история появления храма Святых Константина и Михаила?

– История храма, которая сегодня насчитывает более 100 лет, началась в 1908 году, когда отмечалось 300-летие памяти кн. Константина Острожского и православное братство Вильнюса выразило желание, чтобы в его память был построен храм. Люди стали собирать средства, однако их оказалось недостаточно для этой цели, и они обратились к императору Николаю II с просьбой о помощи, он поддержал этот, как бы сказали сегодня, проект. В процессе подготовки к строительству было решено, что храм будет иметь два посвящения — с одной стороны, он будет построен в честь царя Константина, который был покровителем князя Острожского, а с другой стороны — в честь преподобного Михаила, который являлся покровителем первого царя из династии Романовых. В 1913 году храм был построен.

– Большой ли приход у храма? Кто его прихожане по национальности, возрасту?

– Приход довольно многочисленный, в воскресных богослужениях еженедельно участвуют порядка 100-150 человек. Может быть, в масштабах России это и не так много, но в масштабах Литвы это действительно большой приход. Большая часть прихожан — это русские, украинцы, белорусы. В основном это люди старшего поколения, которые приехали в Литву во времена СССР. Но, слава Богу, среди наших прихожан есть и молодежь, молодые семьи, тоже в основном русскоязычные, хотя встречаются и смешанные браки.

– Какое самое важное событие произошло в храме Святых Константина и Михаила за последнее время?

– Безусловно, самым важным событием последних лет стало появление в нашем храме колоколов. Дело в том, что с 1914 года, с начала Первой мировой войны — в то время на кафедре Виленко-Литовской епархии был будущий патриарх Тихон (Билавин) — было принято решение об эвакуации из Вильнюса всех ценностей, в числе которых оказались колокола нашего храма. Впоследствии колокола так и не вернулись назад и храм долгие годы пребывал в молчании. И вот, после столетнего перерыва храм вновь обрел голос. Для окружающих это свидетельство того, что храм — это живое пространство, это голос, который созывает народ для участия в церковной жизни.

– Не ощущается ли в Литве «подавления» православия, которое исповедуют лишь 4% населения страны, основной религией, католицизмом?

– По моим ощущениям, православные и католики в Литве достаточно тепло общаются друг с другом, с пониманием и взаимоуважением. И мне кажется, что со стороны населения к православным относятся с особым почтением. Это связано как со строгостью самой православной веры, так и с многочисленностью представителей католической веры, когда людей много, всегда находятся те, о ком можно сказать плохо, и это, может быть, подрывает авторитет католической церкви. Кстати, хоть католиков в Литве большинство, но православная церковь здесь вторая по численности верующих.

– Каково, по вашим наблюдениям, отношение православных Литвы к России?

– Отношение встречается разное, а негативное часто, к сожалению, формируется не самим человеком, а средствами массовой информации. В результате присутствует вся палитра мнений, но в большинстве своем отношение к России и к русскому наследию хорошее.

– Как изменилась жизнь прихожан после перехода Литвы на евро и введения взаимных санкций Россия-ЕС? Отразилось ли это на ваших возможностях сотрудничества с российскими партнерами?

– Наблюдя за нашим окружением, нашими прихожанами, я могу сказать, что жить легче не стало. Безусловно, изменение экономической ситуации ограничило наши возможности сотрудничества с Россией. К примеру, если раньше мы участвовали и побеждали в международном грантовом конкурсе «Православная инициатива», то теперь из-за разницы курсов валют принимать в нем участие нам нет смысла, ведь грант выдается в рублях, а осваивается нами в евро.

– Четвертый год вы участвуете в организации и проведении Школы молодежного служения (ШМС) на базе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе. Расскажите, в чем состоит идея создания этой школы?

– Основная идея создания школы — это, прежде всего, идея создания площадки, в рамках которой ребята могли бы развиваться, расти не только интеллектуально и профессионально, но и духовно. К сожалению, на территории Литвы и Евросоюза существует такая проблема, когда человек воспитывается только интеллектуально и забывает, что должен воспитываться духовно, и мы по мере сил и возможностей стараемся это исправить.

На занятиях в Школе молодежного служения. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

На занятиях в Школе молодежного служения. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

Как председатель епархиальной комиссии по работе с молодежью, я считаю, что крайне важно воспитывать не только дельных педагогов по работе с детьми, но и саму молодежь. Чтобы они сами хотели делать что-то полезное, могли быть активными в проповеди и в социальных делах, таким образом, свидетельствуя о том, что строки священного писания действительно живы в их сердцах, а не просто усвоены формально как информация. Несмотря на то, что в названии ШМС употребляется термин «школа», это скорее альтернативная традиционной школе площадка, где ребята получают знания в коротких теоретических сообщениях, после чего сразу переходят к практическим занятиям. Это позволяет участникам ШМС воспринимать обучение не как школьный процесс, а как процесс, где они могут себя реализовать, о чем-то подумать, пообщаться, а заодно и отдохнуть, то есть своего рода система «все включено».

– Эта ШМС прошла в первые дни Великого поста, можно предположить, что это не случайное совпадение?

– Конечно, это получилось не случайно. Хотя, признаюсь, поначалу у нас были сомнения, стоит ли собирать школу в первые дни поста, ведь церковные служители и весь Свято-духов монастырь, на базе которого проходит школа, находятся в особом состоянии в эти дни, а молодежь привносит нотку шума, суеты и эмоций. Но потом мы склонились к тому, что не надо бояться этого несоответствия, и что молодежь, соприкоснувшись с постной традицией в пище, в молитве и в общении, возможно, перестанет воспринимать пост как событие для избранных, а поймет, что это норма жизни. Так в итоге и получилось: ребята в течение школы едят постную монастырскую пищу, посещают богослужения и постепенно входят в этот ритм. Традиционно в работе школы принимают участие молодые люди из стран Прибалтики (Литвы, Латвии и Эстонии), а также, в разных ее сессиях участвовали школьники из Польши и Белоруссии.

– Как они попадают в школу, может быть, проходят какой-то конкурсный отбор?

– В весенней сессии ШМС приняли участие более 50-ти школьников из стран Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии. Это в основном подростки от 12 до 20 лет.

Конкурсного отбора никакого нет, мы даем объявление о школе в епархиях и в социальных сетях, и ребята записываются. Единственным условием участия в ШМС, таким образом, является наличие желания.

– Как был организован учебный процесс в ШМС?

– Занятия начинались утром, после молитвы и завтрака и проходили до самого вечера, причем теория перемежевывалась с практикой. Сначала преподаватели Вильнюсского университета, а также ведущие фотографы и дизайнеры г. Вильнюса читали лекции по основам ораторского искусства, социального проектирования, представлению проектов. Затем проходили мастер-классы по подготовке быстрых сообщений (где ученики должны были научиться рассказывать о своем проекте всего за 24 секунды), созданию рекламных плакатов, по фотоохоте.

В конце школьники получали задание подготовить свой социальный проект, который необходимо было защитить — обосновать его актуальность и предложить способ привлечения ресурсов для его воплощения. Проекты были разные – например, был проект создания православной газеты, проект проведения фестиваля, проект информационной программы по пропаганде Здорового образа жизни и т.д. Каждой группой руководил куратор-консультант и в результате все успешно справились с заданием.

– Планируете ли продолжать традицию проведения ШМС?

– Да, я очень надеюсь, что у нас будут силы, и мы сможем регулярно проводить такие школы в дальнейшем. В июле у нас будет летняя сессия, которая, как мы надеемся, будет более международной, а осенью мы планируем организовать паломническую поездку в ближайшие епархии за рубеж, чтобы дать им возможность отдохнуть и поблагодарить их за активное участие в жизни ШМС.

«Надо быть водителем своей судьбы» Далее в рубрике «Надо быть водителем своей судьбы»Марина Куликова — о том, как важно мечтать о безграничных возможностях Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»