Стойкие и выносливые
Иерей Виталий на воскресной службе. Фото: Олег Зурман

Иерей Виталий на воскресной службе. Фото: Олег Зурман

Как живут и служат калининградские старообрядцы

Между кружком единоверцев, который собирался по воскресеньям на квартирах для молитвенных чтений, и сформировавшейся старообрядческой общиной — дистанция в десять лет жизни. За это время местные староверы обзавелись настоящим священником и часовней. Теперь они мечтают о храме. Корреспондент «Русской планеты» пообщался со старообрядцами, живущими в Калининградской области.

Довершаться надо

Окраина поселка Большое Исаково. Здесь, на пустыре в сорока метрах от дороги стоит первая и пока единственная в Калининградской области старообрядческая часовня. Из-за недостатка финансирования на ее строительство ушло семь лет. Московская метрополия РПСЦ выделила пятьдесят тысяч рублей, из необходимых четырехсот. Для небольшой общины сумма запредельная, но в итоге староверы ее все-таки накопили.

– А тебе говорили, что бриться нельзя? — заводит разговор иерей  калининградской общины старообрядцев Виталий Норкин с зашедшим в часовню мужиком.

– Так мне по работе не положено бороду носить, — оправдывается посетитель.

Мужику лет сорок на вид. На нем черная куртка, светло-синие джинсы и белоснежные кроссовки; через плечо — кожаная сумка. Его зовут Иван. Он — старовер, живет в подмосковье, ходит в море. Судно, на котором Иван плавает, ближайшие два месяца будет стоять на ремонте в Светлом. За это время  моряк решил подружиться со своими клининградскими единоверцами.

– Морякам — не положено!? — преувеличенно удивляется Виталий. — Без бороды нельзя, ты аккуратненько ее отращивай. Да и модно сейчас бороду носить.

Моряк явно в замешательстве от напора, с которым священник пропагандирует брадоношение.

– Окормляешься у кого? — резко меняет тему разговора священнослужитель.

– Я из Нарьян-Мара родом. Крестили меня дед с бабкой, а читал (молитву – прим. РП.) духовный наставник.

– Так беспоповец ты, что ли? — в шуточно-разоблачительном тоне спрашивает Норкин.

– Получается, что так.

– Э-э-э-э, дорогой, довершаться надо! Выходит, что ты и не крещенный вовсе.

– Ну, как не крещенный? — пытается было поспорить Иван.

– А вот так: наставник воду не освящает, миром не мажет. Исповеди и причащения у вас нет, а без причащения к богу не попадешь, — добродушно смеется Виталий. — Так что приходи ко мне, как надумаешь. Довершим тебя — будешь настоящий старообрядец.

Доводы иерея, на моряка, кажется, подействовали, и настоящим старообрядцем он готов стать уже в следующее воскресенье. Во всяком случае, на службу прийти пообещал.

Как я стал священником

История старообрядчества в Калининградской области началась в 2004 году, когда Виталий Норкин, еще не имевший духовного сана, стал объединять вокруг себя местных староверов. Община была небольшой, неофициальной, но довольно активной.

– Нас всего человек десять-пятнадцать тогда было. Ходить в никонианскую церковь и молиться вместе с теми, кто складывает пальцы щепотью, нам, старообрядцам, строго запрещено. А поскольку хоть один раз в год, но нужно обязательно причаститься, то ездили мы в центральную Россию. В основном во Владимир, в Москву, туда, где естественно храмы были. Съездим на недельку: причастимся, исповедуемся и — обратно, — рассказывает священнослужитель.

Путешествовали старообрядцы на стареньком «Фольксвагене» Виталия, грузовом микроавтобусе, переделанным им же под кемпер: с диваном и столом. В одну из таких поездок Норкин попросил у Московской метрополии направить в Калининградскую  область священника. Там подумали и решили, что присылать кого-то из столицы незачем, раз есть Виталий, и предложили служить ему. Для начала — в чине дьякона.

– Это было в 2005 году. Я тут же отправился в Москву, прошел необходимую практику. А через два года стал священником. В Калининграде собирались на квартирах у прихожан, проводили службы. Нарывались нередко на соседей, называвших нас сектантами. Было не просто, но несмотря на все сложности, держались мы вместе и старались не распадаться.

Священнику 69 лет. В старообрядческую церковь Норкин пришел, когда ему было 49. От прямого ответа на вопрос о причинах перехода в староверы уклоняется, загадочно объясняя это личными мотивами.

– Уж никогда не думал, что вообще стану священником. При советской власти нас так идейно дрессировали, что людей в церковных кафтанах мы презирали и считали их чуть ли не врагами человечества.

В 2010 году калининградская община получила статус церкви. На сегодняшний день в ней насчитывается около 50 человек. В регионе староверов естественно гораздо больше, говорит священник, но посещают богослужения не все.

– Многие думают, что староверы это отшельники какие-то, живущие в скитах в Сибири. В большом городе отшельником быть невозможно, да и каноны не предписывают вести непременно затворнический образ жизни. У нас в церкви все — обычные люди: преподаватели вузов, учителя, пограничники, студенты, полицейский еще есть, — перечисляет иерей своих прихожан.

Сам Виталий до выхода на пенсию перепробовал разные профессии: ходил в море и искал где-то на севере нефть в составе геологической экспедиции.

«Представь, что ты в театре»

Воскресное утро. У входа в часовню громко стрекочут два электрогенератора. Внутри пахнет ладаном. Пол часовни устлан коврами. У противоположной от входа стены лежит сваленный в кучу утеплитель для крыши. Во время богослужения паства поделена на две части: слева — женщины, справа — мужчины.

– Крестные знамения и поклоны делать не надо, а вот руки из карманов лучше достать, — замечает мое присутствие Виталий. Он одет в бордово-золотистую фелонь, взгляд его сосредоточен. — Вот, на стул можешь присесть. И представь, что ты в театре.

В «театре» довольно прохладно. Проблема с отоплением часовни пока что решается при помощи нескольких обогревателей. На все помещение приборов не хватает, а те, что есть, согревают в это утро преимущественно женскую сторону.

В часовню, проникает седобородый старичок с отверткой в правой руке. Его зовут Никола. Он здесь — техподдержка: следит за тем, чтобы обогреватели работали исправно. Всякий раз, заходя с улицы внутрь, Никола опускается на колени и начинает производить какие-то манипуляции с удлинителями, ведущими к генераторам. Старик так сконцентрирован на своем деле, что совершенно не замечает того, что творится вокруг.  

Рядом со мной сидит 16-летний Андрей. Он из Нестеровского района. Сюда приехал со своей бабкой-старообрядкой, решившей, что внука пора уже крестить. При крещении у староверов человека полностью погружеают в воду. Троекратно. Для этой процедуры в часовне имеется большой зеленый бак. Сегодня, правда, школьника так и не крестили. Насос, который качает воду из скважины, расположенной недалеко от часовни, почему-то не завелся.

– Ну, ничего, в другой раз приедем, — говорит бабушка Андрея. — У нас в семье богатая старообрядческая традиция, корни которой ведут аж во времена Петра I. Так что без крещения никак не обойтись.

– А сам-то ты креститься хочешь или это только пожелание родственников? — спрашиваю я Андрея.

– Хочу.

– И в церковь ходить каждое воскресенье собираешься?

– Не знаю, — честно отвечает он.

Бабушке и внуку необходимо договориться с Виталием о дате следующего визита, а я переключаюсь на разговор с Зинаидой Поруновой, состоящей в общине с 2007 года.

Женщина трудится в пекарне, а в свободное время помогает иерею проводить службы, читая молитвы и Писание на церковнославянском языке. Этому она еще в школе научилась. Ее муж Валерий к калининградским старообрядцам примкнул лишь четыре года назад.

– С мужем были некоторые трудности: у меня долго душа болела, от того, что он не крещен, в церковь не ходит и молитв не знает. Мы с дочерью с ним долго общались на эту тему, и в итоге супруг принял решение присоединиться к нашей вере. Меня же при рождении крестили как старообрядку. Все предки по маминой и по папиной линии были староверами, казаками с Урала. Беспоповцы, правда. В семидесятых годах XIX века их сослали в Казахстан. Они обосновались в городке рядом с Байконуром, где живут и поныне.

Дочку Зинаиды зовут Калерия. Ей 18 лет, учится в КГТУ на первом курсе экономического факультета.

– Калерия с древнегреческого языка означает — стойкая, выносливая, — объясняет мне девушка.

– Она действительно выносливая: с 14 лет на службы ходит и не жалуется, — говорит Зина.

– Тяжело, конечно, поначалу было. Неохота вставать по выходным дням, но потом осознаешь, что это надо для самой себя. Вообще, тот момент, когда я стала по-настоящему верить, стала частью общины, сыграл важную роль в том, какая я сейчас, — говорит Калерия.

– А какая ты сейчас?

– Это лучше у мамы спросите.

– Мне повезло с ребенком. Она у меня замечательная, хоть и своенравная.

– Соблазны юности тебя не одолевают? — провоцирую я студентку.

– Надеюсь, что нет, — опережает дочь Зинаида.

– Не пью, не курю, по ночным клубам не хожу, — отшучивается Калерия.

– А как ты реагируешь на интерес молодых людей к своей персоне. Староверам, насколько я знаю, не желательно создавать пару с иноверцем.

– Только верующего парня приму. Если не верующий — пусть сначала приходит на собеседование, — с нарочитой строгостью говорит Зина дочке.

Девушка смущенно улыбается.

***

– Скоро рядом с часовней мы построим притчевый дом, где будут трапезная и небольшая гостиница для приезжих старообрядцев, — делится планами на будущее Норкин. — А потом возьмемся за храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Земля есть, от арендной платы нас на год освободили.

Реализацию столь амбициозного проекта, как строительство храма, священник оценивает в 3-4 миллиона рублей. Где взять такие деньги он, правда, пока не знает, рассчитывая, как и любой верующий на божью помощь

«Люди пусть думают: ехать им в автобусе или покупать колбасу» Далее в рубрике «Люди пусть думают: ехать им в автобусе или покупать колбасу»В 2015 году жители Калининграда могут лишиться льготного проезда в общественном транспорте Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»