«Мы пытаемся воскресить литературу»
Фото: скриншот/ youtube.com

Фото: скриншот/ youtube.com

В Балтийском университете визуализируют произведения русских классиков 

В медиацентре Балтийского федерального университета им. И.Канта придумали, как при помощи современных технологий вернуть интерес подрастающего поколения к классической русской литературе. Создатели проекта стараются максимально точно передать атмосферу произведений, актуализировать, осовременить вечный смысл родной литературы. Проект под названием «Живая литература» попал в шорт-лист конкурса «УниверСити 2016/16» в номинации «Видеопроект: развлекательная программа». Пока результаты еще не огласили, команда продолжает трудиться над новыми произведениями.

Главный герой проекта — известный филолог, литературовед, культуролог, профессор БФУ им. Канта Владимир Гильманов заново знакомит читателя с хорошо известными произведениями русской литературы. Команда проекта визуализирует образы из текста-первоисточника и ассоциации Владимира Гильманова.

Автор проекта Александр Круглов рассказал, как возникла идея создать видеоролики вместо стандартных лекций.

– Мы совмещаем молодежную форму подачи с академической духовной базой. Цель проекта, — отмечает Александр Круглов, — оживить литературу в современных реалиях, показать, что она не имеет временных рамок и в современной форме подачи остается востребованной и актуальной. Мы сняли Владимира Хамитовича (Гильманова. — Примеч. РП) на камеру и попытались не испортить это графикой. Наш проект — попытка пойти навстречу современным тенденциям, не теряя при этом души. Мы делаем минутные выпуски, но при этом у нас серьезный разговор о литературе и серьезный разговор о жизни.

В рамках проекта «Живая литература» уже выпущено 5 роликов по произведениям Федора Достоевского «Преступление и наказание», «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, ролик, посвященный творчеству Иосифа Броского, «Умом Россию не понять ...» Федора Тютчева, повести Николая Гоголя «Вий».

Владимир Гильманов рассказывает, что у него сложные отношения к визуализации художественного слова и ему было трудно решиться на такое братство слова и визуального образа.

– Я делаю этот проект, потому что верю своим молодым коллегам. Именно они убедили меня. Я сильно сомневался, но решил, что должен постараться соединить тайну сложной русской словесности с попыткой ее визуализации, трансформации в какое-то новое качество образов, включая образ ведущего, — говорит Гильманов.

Образ ведущего и манера его повествования завораживают. Кажется, что он притормаживает движение неимоверного темпа временной динамики, на которую обречен современный мир.

– Тайна языка — это тайна времени. Если тот, кто смотрит наш проект, вернется в то время, соответствующее языковой реальности, оно замедлится. Мы пытаемся воскресить литературу, вернуть зрителя в то измерение жизни. Я надеюсь, что это удастся, — делится Владимир Гильманов. — В этом проекте мы пытаемся признаться к любви к собственной словесности. Может быть, мы потеряли русскую литературу не в плане внутреннем, а в плане наших способностей ее защитить на фоне той тенденции, которая происходит на общем книжном рынке. Она нуждается в защите от редуцирования специфики художественной реальности до развлекательной.

Владимир Гильманов заново знакомит читателя с хорошо известными произведениями русской литературы. Фото: скриншот/ youtube.com

Владимир Гильманов заново знакомит читателя с хорошо известными произведениями русской литературы. Фото: скриншот/ youtube.com

При создании роликов используется трехмерная графика и сложные масштабные иллюстрации.

– По технологии изготовления роликов проект очень современный. Сейчас уже без компьютерных технологий не обойтись. Решили отойти от стандартных лекций, сделать емким компактным форматом, все уже привыкли именно так смотреть, а 15-20 минут редко кто осилит. У нас же самый большой ролик длится 7-10 минут, — рассказывает супервайзер Дмитрий Бовин, который управляет в этом проекте всеми процессами, занимается графикой и подбором образов.
Съемки ведущего происходят на «зеленке» (хромакей), а потом создаются локации.

Технологию хромакей называют «зеленкой» из-за цвета фона, который обычно используют при комбинированных съемках. В процессе обычно совмещают несколько изображений или кадров в одной композиции. Во время съемок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение.

– Мы собираем образы по крупицам. Вот локация «Вия» — это все создано с трехмерной графикой, таких фотографий нет в природе. Применяем технику создания сложных масштабных иллюстраций. Технологически намерены еще дальше пойти, сейчас у нас статичный задний фон, мы хотим добавить больше глубины и динамики, сделать движущиеся картинки, которые еще больше будут приковывать внимание, — говорит Дмитрий Бовин.

Всего в «Живой литературе» запланировано 10 выпусков. Еще в проекте появятся следующие ролики: «Митина любовь» Ивана Бунина, пушкинский «Евгений Онегин», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — один из первых текстов, попытавшихся понять феномен киевского князя Владимира, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

Тексты уже записаны и сейчас происходит их наполнение графикой. Тематику всех роликов определил Владимир Гильманов.

– Я считаю самым значимым, чтобы эта литература при всей такой разнородности прочитывалась как нечто абсолютно родственное, сретенное воедино. Это неизбежная богоцентрическая суть русского сознания, — поясняет Владимир Гильманов.

Несмотря на то, что проект рассчитан на широкий круг читателей-зрителей, судя по комментариям тех, кто посмотрел ролики, пока подписываются на канал «Живой литературы» те, кто увлекается литературой, кому и так знакомы эти произведения.

– Учительница по литературе из школы пишет: «Мы ждем каждый выпуск и начинаем урок с того, что смотрим ролики, например “Преступление и наказание”». Школьники начинают понимать произведение глубже, не поверхностно. Несмотря на краткий формат роликов, это не означает, что они потакают «клиповому мышлению». Наш проект наполнен содержанием и смыслом, просто мы учитываем, что детям, молодежи сейчас легче и проще впитывать аудиовизуальную информацию, — рассказывает Дмитрий Бовин.

Первый ролик «Преступление и наказание», размещенный в интернете в конце января, набрал свыше 6,5 тысяч просмотров. Авторы проекта рассчитывают довести этот показатель до одного миллиона и для этого активно занимаются продвижением проектов в соцсетях, участвуют в конкурсах.

«К православным в Литве относятся с особым почтением» Далее в рубрике «К православным в Литве относятся с особым почтением»Как взаимодействуют в Прибалтике две христианские конфессии и какую роль в воспитании местной молодежи играет Виленско-Литовская епархия Читайте в рубрике «Общество» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»