Народные кутюрье
В шоу-руме Татьяны Данилевич можно встретить одежду российских дизайнеров из самых разных уголков страны. Фото: из личного архива Татьяны Данилевич

В шоу-руме Татьяны Данилевич можно встретить одежду российских дизайнеров из самых разных уголков страны. Фото: из личного архива Татьяны Данилевич

Бизнес через соцсети и среди знакомых: дизайнеры одежды из Калининграда шьют для всей России

По данным Росстата, активные продажи одежды, обуви и нижнего белья в торговых сетях по всей России замедлились в среднем на 19% уже к середине 2015 года, вызвав ряд опасений у аналитиков рынка. Можно было бы предположить, что у людей закончились деньги, но процент реализации аналогичных товаров удвоился на рынках и ярмарках. Не теряют оптимизма и крупные онлайн-ритейлеры: их рост продаж составил от 50 до 65% в сравнении с показателями прошлых лет. Однако за всеми этими цифрами остается неучтенный рынок микро-бизнеса: локальных дизайнеров одежды, мини-ателье, шоу-румов и маркетов одежды. В кризисный момент конца 2014 года они вложили все свои силы и средства, чтобы сформировать новую философию потребления вещей. Калининградская область считается одним из лидеров этого движения благодаря своим жителям, сочетающим европейский лоск с русской душой в своих изделиях. Корреспондент «Русской Планеты» встретился с тремя молодыми и перспективными дизайнерами, поговорив с ними о популярности в России, необходимости скорейшего восстановления легкой промышленности и истинной ценности ручного труда.

В борьбе за качество

У калининградцев, имеющих минимальное представление о современной моде и трендах, на слуху имена Дмитрия и Ксении Кудрявцевых. Они популярные в регионе и за его пределами дизайнеры одежды — в первую очередь женских платьев. Но сшить что-либо другое, будь то костюм или пальто, для них не составит никакого труда. Многолетний опыт, талант и упорный каждодневный труд сделали свое дело.

В северо-западной части города, где расположена мастерская Кудрявцевых, вовсю кипит работа даже в выходной день. Ткани, инструменты, швейные машинки — классическое ателье за работой. Во время беседы дизайнеры сосредоточены и практически не отвлекаются от своего основного дела.

– Мое увлечение, которое переросло в дело всей моей жизни, началось много лет назад со старой швейной машинки. Меня научила пользоваться ей моя сестра. Я достал старые джинсы и сшил ей сумку, но на этом аксессуары, сделанные мной, закончились, — вспоминает не без иронии портной.

Тогда, чтобы досконально изучить ремесло, Дмитрий устроился работать в крупный магазин тканей.

– Только представьте, не имея ни малейшего понятия о шторах, скатертях, постельном белье — мне казалось, что это оно само как-то производится — я отправился туда учиться. А затем начал отшивать: вначале подругам, потом их знакомым, затем — известным калининградцам. И люди стали сами находить меня, без всякой рекламы, только по рекомендациям, — уверяет он.

По наблюдениям четы Кудрявцевых люди сегодня редко когда хотят экспериментировать, в основном предпочитая классические наряды или ориентируясь на уже реализованные идеи. Но среди массы клиентов мини-ателье, конечно же, встречаются и готовые к творческим экспериментам поклонники Дмитрия.

– С редким клиентом приходится обсуждать строчки или крой, в этом к нам стараются прислушиваться, доверять нашей работе. — Дмитрий на некоторое время отвлекается от швейной машинки. — В основном люди рассказывают о своих достижениях и неудачах в жизни. Главное выслушать человека и понять его.

Дмитрий также считает, что профильное образование для уже работающего дизайнера не всегда обязательно. Исключение — если твоей целью является работа в именитом Доме моды или совершенствование навыков. Все достойные учебные заведения находятся в Москве, и соответственно это дополнительные траты денег и времени.

– У меня вот никогда не было желания учиться там, — делится калининградский дизайнер. — Но на этом настоял мой отец. Он счел, что мне следует получить документ, подтверждающий мои знания. Это было бы мое второе высшее образование, но я оставил учебу за полгода до выпуска. Да, я не знал правильных названий, но то чему нас учили, я уже много лет применял на практике.

По его словам, во всем мире шьют одинаково, и место где ты учился, станет лишь частью твоего имиджа в будущем. Москва, Париж, Рим, Милан — все это звучит все же лучше, чем название любого провинциального города. Но Дмитрий уверен, что и среди выпускников региональных техникумов множество талантливых ребят.

Об открытии полноценного ателье Кудрявцевы конечно думают, но Дмитрий — дипломированный экономист и очень внимательно просчитывает все риски.

– Не хотелось бы ударить в грязь лицом. Сейчас мы видим свои прошлые ошибки. Все должно быть идеально, а без понимания этого нет даже и смысла начинать, — говорит он. — Нужно хотя бы свое помещение и стартовый капитал.

Хотя прямо сейчас у дизайнеров-модельеров готовится к отправке большая партия в Екатеринбург и в северную столицу. Дмитрий и Ксения уверены, что люди уже готовы пересмотреть свои взгляды на одежду в пользу более долговечных вещей.

– В нашей отрасли проблемой является стоимость высококачественных тканей. Их не производят в России, их также не производят в нужных количествах в США и Европе, — рассказывает Дмитрий. — После роста курса валют, выросли и закупочные цены на материалы. Кто-то смог удержать докризисную стоимость не в ущерб качеству изделия, кто-то сохранил прежний доход благодаря увеличению числа заказов. Но все чаще можно видеть даже в дизайнерской одежде откровенно дешевые, плохо сшитые вещи.

Костюм, созданный калининградцем Дмитрием Кудрявцевым для участницы конкурса «Мисс Россия-2015». Фото: из личного архива Дмитрия Кудрявцева

Костюм, созданный калининградцем Дмитрием Кудрявцевым для участницы конкурса «Мисс Россия-2015». Фото: из личного архива Дмитрия Кудрявцева

Основой для своих эксклюзивных изделий Кудрявцевы делают итальянские ткани, но нынешние цены уже заставляют их задуматься об оптимизации некоторых расходов.

– Не так давно к нам привезли ткань стоимостью 10 500 рублей за метр. Это очень дорого. Клиенту, который захочет пальто из такой ткани придется выложить минимум 60 000 рублей. Не стану скрывать, среди наших заказчиков есть и такие люди, но основная часть клиентов ориентируется всегда на сумму около 10 000 рублей за изделие, — комментирует Дмитрий.

Мода как ремесло

Среди тех дизайнеров, которые хотят работать с недорогими, но практичными материалами и не отставать от тенденций мировой моды, есть и калининградка Маша Хома. Она занимается одним из самых популярных сегодня направлений — ручным производством нижнего женского белья.

– В индустрии дизайна одежды я оказалась совершенно случайно, — рассказывает она. — Вот уже более 12 лет я занимаюсь рекламой. Но в декретном отпуске, я купила себе самую дешевую швейную машинку.... Мейнстримом сейчас является бескаркасное белье, так что для начала я распорола все шторы и простыни в доме для создания своей первой вещи. Три месяца я изучала на различных интернет-форумах, как шьется женское нижнее белье, переводила англоязычные статьи, собирала любую информацию буквально по крупицам.

Расцвет бизнеса пришелся в разгар экономического кризиса конца 2014 года. Она не стала арендовать какое-то помещение, а сосредоточилась на работе на дому, рекламируя себя исключительно через социальные сети.

– Мой рабочий день начинается в 7 утра и заканчивается в 2 ночи. Я шью все время. Я понимаю, что пока не могу в полной мере называть себя дизайнером. Им я стану, как только у меня появится узнаваемый стиль. Пока что я только экспериментирую. После третьей одинаковой вещи мне становится скучно, и я стараюсь изменить как минимум рисунок или направление бретелек, — с поделилась Маша Хома.

Своим успехом, как считает Хома, она также обязана индивидуальному подходу. В отличие от многих своих коллег, работающих по каталогам, Маша предпочитает живое общение с девушками-заказчицами.

– В каталоге все просто: выбираешь понравившуюся модель, цвет, материал и размер. Платишь деньги и ждешь. Есть ходовые модели, которые можно просто штамповать сотнями в цеху. Но это не мой путь. Огромное количество заказов приходит ко мне с Камчатки, из Хабаровска, Ростова-на-Дону и многих других городов России. С каждой девочкой я общаюсь через интернет, скидываю фотографии, подбираю модели. Мое дело — не бизнес, в современной интерпретации, а ремесло, как в Средневековье, — подводит итог калининградский дизайнер нижнего белья.

Свою аудиторию Маша Хома представляет свободной от предубеждений и готовую идти на риск, экспериментировать, меняться. Это главная причина, по которой Маша не использует дорогие материалы. Максимальный комплект она оценивает в пару-тройку тысяч рублей, но не более.

– Я чувствую, у меня есть миссия — перевести белье в ранг бижутерии, заставить женщин относиться к нему проще. Это не должны быть предметы на всю жизнь, — рассуждает она. — Мне важно создавать настроение.

Как и ее коллегам, Маше приходится искать материалы и фурнитуру по всему миру.

– Ни для кого не секрет, даже для европейских марок нижнего белья материалы производятся в Азии. Те, кто говорят, что у нас «французское кружево французскими белыми пальцами сделано» — лукавят, но это хороший маркетинговый ход, повышающий продажи, — говорит специалист по рекламе, с многолетним опытом.

Говоря об успехах и ажиотаже вокруг работ многих региональных дизайнеров, Маша приходит к выводу, что мы возвращаемся в своеобразные 90-е годы.

Калининградские дизайнеры работают и днем и ночью. Фото: Артемий Украинский / «Русская Планета»

Калининградские дизайнеры работают и днем и ночью. Фото: Артемий Украинский / «Русская Планета» 

– Тогда все ходили в одинаковых вещах с рынка, теперь все ходят в одном и том же из торговых центров. Серый, стильный, одинаковый — так я могу описать практически каждого. Это легко, не стоит даже думать о своем наряде. Все уже решили за тебя, — утверждает Маша, связывая это с духом времени. — Мне очень жаль современных детей, школьников старших классов. Сегодня у нас нет как таковых субкультур, визуальных отличий, а ведь это очень важно для самоопределения человека. Мы наряжаем детей во взрослую одежду. То, что должны носить 20-летние, сегодня носят уже в 10. Многие спрашивают меня: не мешает ли мне Калининград развиваться, не тесно ли мне здесь? Я уже однажды уехала в Москву, но вернулась, чтобы сесть на велосипед и через час быть на берегу моря, а через два — в Литве.

«Конкуренция — это благо»

Одним из основных способов реализовать свой товар для дизайнеров из регионов — открыть свой интернет-магазин или миниатюрный шоу-рум. Но в случае с Калининградом все гораздо проще и надежнее. Дизайнер одежды и аксессуаров Татьяна Данилевич, основатель первого в Калининграде профильного интернет-магазина и действующего дизайнерского шоу-рума, готова сотрудничать со всеми интересными российскими проектами.

– Все начиналось с аксессуаров ручной работы в 2008 году. Я часто ездила в Москву и Санкт-Петербург на маркеты — такие многотысячные мероприятия, на которые съезжаются дизайнеры со всей страны. Именно после знакомства со многими из них, появилась идея открыть интернет-магазин, объединивший эксклюзивную одежду со всей России в одном месте. Когда ты один, очень сложно продвигать свой бизнес, а тем более новую моду в небольшом городе, где есть неподготовленная аудитория. Так что первые несколько лет я активно работала на Россию: от Москвы до Камчатки. Пока однажды не поняла, что и наш город готов, — вспоминает Татьяна.

Можно с уверенностью говорить, что ее интернет-магазин — достаточно серьезная торговая площадка, включающая более 1500 наименований от нескольких десятков российских дизайнеров со всей страны.

Как и многие в то время, Данилевич открывалась в самый разгар кризиса, потому что, по ее словам, каждый дизайнер, каждый предприниматель должен чувствовать «правильный момент». Сегодня мультибрендовых магазинов дизайнерских вещей в регионе не так уж и много. Татьяна вспоминает всего двух-трех коллег «по цеху».

– Конкуренция в нашей среде — благо. Рынок еще не поделен окончательно, но на нем всем хватит места, — утверждает она. — В Калининграде представлены абсолютно разные компании. Есть серьезные ателье, а есть девочки, которые отшивают только под заказ на дому и в свободное время. Но даже капсульные коллекции — для нашего региона большая редкость, — уверяет владелец дизайнерского шоу-рума.

Дизайнер рассказывает, что отличием клиентов торговой точки от клиентов в интернете является восприятие вещей. К примеру, калининградцы пока не воспринимают шоу-рум Татьяны как ателье, скорее как обычный магазин с необычной одеждой. В интернете же есть возможность что-то поменять, выбрать расцветку или вообще сделать индивидуальный пошив.

– Люди все чаще смотрят на дизайнерские вещи как на часть повседневного наряда, — рассуждает Данилевич. — Когда цены в магазинах масс-маркета выросли, а качество осталось прежним, люди обратили свой взгляд на нас. Популярное слово «импортозамещение» — это как раз мы.

Говоря о трудностях, Татьяна не забывает упомянуть проблему уже озвученную ранее проблему с материалами.

– В России могут шить хорошо, но отсутствует цепочка производства и реализации отечественных товаров. Если нет фабрик, если нет поставщиков, конечно, мы обращаемся к зарубежным производителям: либо Европа, либо Турция, либо Китай. У нас попросту нет выбора. Или мы покупаем дорого и в розницу, или ищем оптовые партии за пределами страны, — констатирует она. — Естественно, так получается дороже, но главная ценность вещи, сделанной нами — в оригинальной идее.

Один из самых захватывающих проектов Татьяны Данилевич, созданный совместно с одним из крупных калининградских торговых центров — воскресный маркет, сейчас готовится к открытию. Наличие арт-пространства для стилистов, визажистов, художников и фотографов позволит популяризовать среди простых калининградцев современный мир российской моды и искусства.

«Благодаря любви к небу» Далее в рубрике «Благодаря любви к небу»Основатели коммерческой авиации в Калининградской области рассказали, почему вместо машины или катера лучше купить самолет Читайте в рубрике «Общество» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»