Из мастерских — с любовью
Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»

Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»

В Калининградской области создают условия для трудоустройства аутистов 

Аутизм  все чаще называют болезнью цивилизации.  По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13% в год. Трудоустройство — ключевая тема для среды людей с этим типом заболевания. При этом инвалиды с диагнозом аутизм качественно выполняют мелкую работу, требующую детализации, но без специального сопровождения им не обойтись. В Калининградской области созданы  уникальные мастерские, где трудится молодежь с ментальными расстройствами. К сожалению, за свой труд ребята денег не получают. В проблеме разбирался журналист «Русской планеты».

Елена Синицина мама взрослого сына с расстройством аутистического спектра (РАС). Саше 19 лет он самостоятельно ходит в секцию бокса, а три раза в неделю в тренажерный зал. Полгода назад Елена пристроила его в школу танцев.

– В спортзале мужской коллектив, ему нужен опыт общения с противоположным полом, — пояснила она.

Как и многие родители аутистов, Елена Синицина уверяет, детей с таким диагнозом нужно сопровождать и конечно любить. Видов аутичных расстройств много, но есть две отличительные черты. Аутисты не могут установить общение с другими людьми и стремятся делать все по заданному алгоритму. Если их научить какому-то виду деятельности такие работники будут неспособны «схалтурить». Их отличает аккуратность, педантичность, стереотипность поведения.  Елена — председатель общественной организации «Астарта». В апреле 2011 года ее создали родители детей-инвалидов с ментальными расстройствами. Миссия: дарить материнскую заботу и любовь, оказывать помощь в нелегком жизненном пути.

«Астарта» выросла со своими детьми. Здесь умеют превращать проблемы в задачи и постепенно их решать. Для Елены Синициной это длинный путь. Все началось с того, как у ее сына обнаружили задержку речевого развития.

– Сначала мы повели Сашу к логопеду, и уже потом ему поставили диагноз аутизм, — поделилась Елена.

– Такая ситуация распространена, — поясняет специалист по детскому аутизму психолог Юлия Лузина. — РАС часто принимают за задержку психоречевого развития. Ребенка отправляют к логопеду, который вызывает речь и не сразу понимает, что проблема глубже. Чем раньше поставить правильный диагноз, тем лучше. Аутизм у детей в 2–3 года поддается коррекции проще. К пяти годам поведенческие реакции уже сформированы, и ломать их сложно.

26 апреля 2016 года на заседании Облдумы уполномоченный по правам ребенка Калининградской области Татьяна Батурина, сообщила что в 22 общеобразовательных школах города созданы коррекционные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Елена Синицина восприняла это скептически.

– Только нам об этом почему-то не сообщили, — сказала она.

По ее наблюдениям, в большинстве случаев, родители, сталкиваясь с инвалидностью детей, остаются с ней один на один. Всего нужно добиваться самостоятельно. К сожалению, не все оказываются на это способны. Многие замыкаются в своих проблемах.

Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»

Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»

По словам Елены Синициной, коррекционные классы хоть и существуют, но подходящие условия и атмосфера есть не везде.

– О том, чтобы учиться с обычными детьми в одном классе речь, конечно, не идет. Но в школе №10, на базе которой появилась «Астарта», наши дети вместе со здоровыми посещают столовую, мероприятия, играют на площадке. И это облагораживает обычных ребят, делает их добрее, терпимее и цивилизованнее, — поясняет Елена.

Наше общество не готово видеть и принимать тех, кто от них отличается. После окончания школы выход во взрослую жизнь инвалидам с ментальными расстройствами закрыт. За время обучения дети с РАС, благодаря усилиям педагогов и родителей, заметно прогрессируют в социальном и умственном развитии. Получив основные навыки общения, сдав выпускные экзамены, они остаются одни, замыкаясь в четырех стенах и стремительно теряя приобретенное с большим трудом умение взаимодействовать с внешним миром.

Для того чтобы решить эту проблему в 2011 году активисты «Астарты» обратились к местным и региональным властям за содействием в создании мастерских, в которых ребята не только трудились бы и приносили пользу, но и общались, чувствовали свою вовлеченность в жизнь общества. При активном содействии областного правительства и нынешнего вице-губернатора Алексея Силанова удалось получить участок земли со строениями в поселке Прегольский.  Будущие мастерские закрепили за учреждением «Особый ребенок», которое находятся в ведомстве регионального Минсоцполитики.  На территории два здания площадью 305,9 кв. м и 96,5 кв.м. Пока удалось обустроить только меньшее из них. Для получения профессиональных рекомендаций калининградцы пригласили немецкого эксперта Рольфа Гилльманна. С 1976 года у себя на родине он создал с «нуля» восемь таких мастерских и был их руководителем. В Германии они существуют повсеместно, там трудятся люди, которых общий рынок труда из-за их заболеваний не принимает, в том числе инвалиды с РАС. Заказчики довольны качеством работ: ошибок не бывает. Похожий опыт в России есть только в Пскове. Там открыты мастерские на шесть производственных отделений.

К 2016 году на участке в поселке Прегольском «Астарте» удалось обустроить газоны и клумбы, теплицу с цветочной рассадой, грядки с овощами. У аграрной мастерской уже есть и заказы на озеленение социальных объектов. 17 подростков с проблемами здоровья работают здесь по специальности «растениеводство». Любовь к садовым работам многим из них привили в школе № 10, где ребята трудились на пришкольном участке.

При этом, инвалиды денег за свой труд не получают, так как по нашему законодательству мастерские предоставляют инвалидам «социальную услугу». В настоящее время минсоцполитики и «Астарта» договариваются о возможности передать полномочия по оказанию социальных услуг общественникам и организовать рабочие места для инвалидов. 

Сейчас проблемы людей с РАС решаются лишь частично, не только в Калининграде, но и в большинстве регионов России. В специализированных классах их обучают по коррекционным программам, которые включают в себя общеобразовательные и развивающие предметы, с учетом индивидуальных особенностей. Но после школы идти некуда.

– Это все равно, что нищего взять с мороза обогреть, накормить и выставить обратно на холод, — поясняет Елена Синицина.

А значит, теперь перед «Астартой» новая задача — сделать мастерские в Прегольском самоокупаемыми, чтобы хватало средств на зарплаты сопровождающих специалистов и учеников. Для этого нужно, чтобы там трудилось не менее 50 ребят. Но столько не вместится в маленькое здание. Придется обустраивать второе строение — но на это денег ни у кого нет. От того, как решится проблема, зависит, будет ли в нашем регионе дан шанс людям с РАС.

После высокотехнологичных операций — дистанционное наблюдение Далее в рубрике После высокотехнологичных операций — дистанционное наблюдениеКак под Калининградом спасают жизни врачи Федерального центра высоких медицинских технологий Читайте в рубрике «Общество» «Собака лает – караван идет»Депутаты могли привлечь Зюганова к уголовной ответственности, но не стали «Собака лает – караван идет»

Комментарии

09 июня 2016, 16:04
терпения родителям
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»