Новости – Общество
Общество
Культурные бизнесмены
Отреставрированное здание музея «Вальдвинкель» выглядит так же, как и 100 лет назад. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Чем привлекают внимание туристов владельцы частных калининградских музеев
22 июля, 2015 14:53
19 мин
Частный музей — понятие, не утвердившееся до конца не только в российском законодательстве, но и в головах многих обывателей. Впервые в истории новой России частные учреждения культуры появились в 90-х годах прошлого столетия. Новые «храмы искусства» представляли собой места иного формата, нежели чем знаменитый Эрмитаж, Третьяковская галерея или Русский музей: постоянно обновляемая экспозиция, прогрессивная аудитория, смелые эксперименты. Тематика таких заведений была и остается разнообразной, но всех их объединяет одно — умение найти «genius loci» и передать дух времени.
В 60 километрах от Калининграда в поселке Ильичево есть уникальный музей, аналогов которому нет в России: он рассказывает о быте немецкой народной школы, и об истории заселения советскими гражданами территории бывшей Восточной Пруссии.
– Мы стоим рядом со зданием бывшей немецкой школы Вальдвинкель, построенным в 1890 году, — рассказывает владелец, экскурсовод и смотритель в одном лице Инесса Наталич. — Когда-то в каждой деревне Восточной Пруссии была своя народная школа. В нашем районе их было 92, сейчас осталось лишь 5. Последний «немецкий» урок прошел здесь 19 января 1945 года, за день до эвакуации. Вновь двери школы были открыты 2 сентября 1946 года, но уже для 88 детей первых советских переселенцев. Она проработала до 1977 года, после чего была закрыта как малокомплектная.
Инесса — уроженка Калининградской области, она родилась в городе Багратионовске. Будучи еще маленькой, с родителями уехала в Свердловск, где прошли ее школьные и студенческие годы. Но после окончания мединститута в 1970 году, она вернулась в родной край, где осталась жить и работать.
– Мы искали дом для моего двоюродного брата. Это было сложно, так как большинство недвижимости было куплено российскими немцами, желающими перебраться в Германию. Прошли пешком через многие поселки, наконец, нашли один подходящий нам. Уже возвращались, когда председатель сельсовета сказал: «А помните старую школу, ваша мама там работала, она тоже продается». И я купила ее.
За 13 лет с момента закрытия школу разобрали на стройматериалы, когда Инесса увидела ее в 1990-м — там были лишь стены. Ее муж взялся восстановить здание в одиночку. И к 2002 году семья Наталич окончательно поселилась в Ильичево.
– Когда область стала открытой для посещения немцев, они стали приезжать в родные места, в том числе и в наш поселок, заходить в школу, которую мы тогда ремонтировали. Один из немцев Эрвин Наркавиц написал моей маме, которая прекрасно говорила по-немецки: «Фрау Смирнова, а вы не хотите узнать историю вашей деревни и школы?» К письму он приложил всю доступную ему на тот момент информацию, ныне составляющую чуть ли не половину всей известной истории поселка и школы. Например, он рассказал, что его родственник был бургомистром, его звали Вилли Кук, и у него одного не было домашнего хозяйства, типичного для восточнопрусской хуторской системы, зато была компания торгующая древесиной и собственный автомобиль.
С этого письма Инесса Наталич увлеклась историей.
Образцы допусков к занятиям по религии. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Образцы допусков к занятиям по религии. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Еще один человек — Вальтер Хаберман, когда-то живший в соседнем доме, досконально изучил доступные ему архивы и привез Инессе всю историю поселка с 1541 года. Результатом их совместной работы стала историографическая работа, опубликованная в научном калининградском журнале.
– Нам никто ничего не говорил о немецкой истории края, о его бывших жителях, и только в перестройку нам постепенно открывалась полувековая завеса над теми годами, — признается хозяйка музея.
Потом другие немцы стали привозить или присылать какие-то свои личные вещи: тетрадки, учебники, грамоты, аттестаты, ручки, предметы быта и многое другое. Так сложилась первая экспозиция.
Однажды Инесса прочла в местной газете об объявлении гранта на развитие сельского туризма от Евросоюза. Тогда семья Наталич решила принять участие.
– Из представленных проектов большая часть была гостевыми домами, на этом фоне мой проект музея, конечно же, выделялся. Мне дали 5000 евро, при условии, что я вложу собственных средств не меньше. За каждую копейку, даже своих средств потраченных на музей, мне приходилось отчитываться чеками.
4 июля 2012 года музей был открыт. 3 года Наталич работала бесплатно, музей содержался за счет ее пенсии.
– Почему так? Потому что не было никакой правовой основы, так как я могу с людей деньги брать?! Стоял ящик для пожертвований, но я даже не намекала никогда.
И только с февраля этого года, когда музей «Немецкая школа Вальдвинкель» зарегистрировался как частное учреждение культуры, Инесса ввела платные услуги — 100 рублей с человека за экскурсию, которая может длиться хоть весь день. За чай и домашний пирог хозяйка берет еще 50 рублей.
– Брать больше с людей у меня совесть не позволяет, а меньше не могу, я же теперь налоги плачу. Вы только представьте, если приезжают с дальних районов — надо чаем напоить, а после скатерти перестирать, туалет и территорию прибрать — тоже денег стоит. А если зимой кто приезжает, надо идти топить печь уже с 6 утра. Так что, да, затратно было, но интересно, — улыбается Инесса.
Помощи от администрации женщина никогда не ждала, прекрасно понимая, что частный музей — ее личное дело.
Директор музея превращается в немецкую учительницу на глазах. Она звонит в колокольчик и приглашает нас на урок.
В немецкой народной школе учились 8 лет: с 6 до 14 лет, «выпускным» для немецких детей был обряд конфирмации — вступления в церковную общину. Учебный год начинался 1 апреля. Обучение велось в первую смену, во второй половине дня дети помогали родителям по хозяйству. Система была сначала пяти, затем (с 1940-х) шестибальной, причем «кол» считался высочайшей оценкой, а «шестерка» обозначала «знания хуже некуда». Основными предметами были религия, физическая культура и языки. За непослушание к ученикам применяли телесные наказания.
– А вы знаете как «поднимали руку» в народных школах? Правильно, вытянутым пальцем руки.
Инесса показывает доски и грифели, которыми писали немецкие школьники и жалуется, что современные школьники уже умудрились сломать их.
– У меня только две пачки конца 30-х осталось, не знаю, привезут ли еще.
Она также показывает фотографии бывавших у нее учеников школы Вальдвинкель, часть из них состоят в «Крайсгемайншафт Лабиау» — землячестве бывших жителей нынешнего Полесского и Славского района Калининградской области. В городе Одерндольфе они также создали музей, концепция которого схожа с музеем в Ильичево — история места через призму истории двух народов.
На стенах, рядом с портретами учеников и учителей немецкого времени, портреты советских переселенцев.
Советская власть открыла 7 немецких школ для детей коренных жителей. Инесса отмечает, третьим приказом РАНО было назначение некой Елизабет Бризовской сторожем школы в поселке Гинденбург. И затем ряд приказов о назначении других немцев сторожами — так новые власти пытались бороться с разграблением заброшенных зданий «новыми жителями».
– Только представьте, на тот момент в нашем районе жило более 8000 немцев. Я опросила 60 советских переселенцев из 3500, доживших до наших дней, которые прибыли в 1946 году. Теперь готовлю публикацию с их воспоминаниями, она будет издана тиражом 500 экземпляров и распределена по библиотекам области. На презентацию книги я приглашу всех желающих, особенно переселенцев, они очень хотят увидеть книгу.
Самые внимательные слушатели, по признанию Инессы, — туристы из России.
– Некоторые же вообще не знают, откуда область наша, что это Германия бывшая. Они даже удивляются, что так могло быть: чтобы русские с немцами после войны несколько лет вместе жили. Спрашивают в основном как уживались, на каком языке разговаривали. Сейчас я создаю свой сайт, планирую в будущем 5 тематических экскурсий: типичный урок в немецкой школе, краеведение, начало занятий и традиции с ними связанные, история заселения края. Мне пора уже думать над технической модернизацией музея. Если были бы велосипеды, то я могла бы повторить все школьные маршруты экскурсий довоенного периода.
Инесса считает, когда человек увлечен и занимается любимым делом, то он как бы и не работает. Она подала вторую заявку на европейский грант.
Наверное, реализовать проект частного музея гораздо легче в городской среде. Все-таки количество туристов, да и просто прогуливающихся горожан гораздо больше, чем в деревенской местности. Но, в один из городских «музеев» в Калининграде попасть не так-то и просто: лишь после запроса через интернет или телефонного звонка его хозяева радушно покажут свои «сокровища».
– Это частная квартира, в которой располагается Автономная Некоммерческая Организация «Музей городской жизни», а собственно музей носит название «Altes Haus», что в переводе с немецкого означает «старый дом» — рассказывает владелец Александр Быченко. — Здесь мы с моей супругой Натальей показываем людям, как жили в Кенигсберге в начале прошлого века.
Его квартира — не музей, каким его привыкли видеть многие. Здесь можно пользоваться предметами быта: сидеть на вековом стуле, поворачивать ручку крана, которой более ста лет.
– Не так давно мы занялись «путешествиями во времени» по нашему краю, вместе с интересными людьми. Это историки, археологи, экологи. Во время наших путешествий они помогают увидеть не только тот пласт истории до того, когда Кенигсберг стал Калининградом, но и даже то время, когда Кенигсберга еще не существовало, — продолжает Александр.
Интерес у семьи Быченко к коллекционированию старинных предметов возник из интереса к родному краю.
– Мы посетили множество имений и заброшенных зданий, вдохновлялись увиденным. Когда появилось собственное жилье, мы решили обставить его аутентичной мебелью. То есть вместо ИКЕИ или дорогого итальянского мебельного магазина, мы отправлялись на блошиные рынки или искали предметы на интернет-аукционах.
В планах Быченко была и регистрация квартиры в качестве частного музея, но в минкульте области его отговорили.
– Плюсы музея в одном случае для нас могли оказаться минусом. Например, обязательное штатное расписание, опись коллекции, которую я обязан был бы передать государству в негосударственный музейный фонд. То есть своими предметами я бы не смог распоряжаться: продавать, менять, даже покупать что-то мне приходилось бы с разрешения фонда.
Александр прекрасно понимает, что настоящий музей это не только выставленные предметы, но и научная деятельность. Помимо сохранения достояния, в нем должна вестись систематизация предметов, их анализ, оценка.
– Для нас больше подходит название «туристический аттракцион» — шутит владелец «Altes Haus». Мы не демонстрируем выверенные коллекции — у нас просто квартира жителя Кенигсберга и все предметы у нас, пожалуй, не обладают музейной ценностью, а просто объединены эпохой, образом жизни в те годы и нашими личными предпочтениями.
Музей «Alte Haus» расположился в старинном здании. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Музей «Alte Haus» расположился в старинном здании. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Как частный предприниматель, Александр не надеется только на государство.
– Тенденция ходить с протянутой рукой мне чужда. Деньги можно заработать в любой сфере. Хочешь, чтобы государство или кто-либо тебе помог?! Дай им такую возможность.
Современный музей должен быть интерактивным, как показывает это мировая практика. Это подтверждает и Александр Быченко, много путешествовавший по миру.
– Далеко не надо ходить — наши соседи из польского города Эльблонга в своем археологическом музее год за годом проводят потрясающие выставки. Да чего стесняться, в самом Калининграде огромное количество современных площадок и арт-пространств. Там особая подача материала, там есть художники, дизайнеры, звукорежиссеры.
Свою речь Александр Быченко завершает следующими словами: «Городу очень нужны нестандартные, креативные решения в сфере туризма и культуры. И наш музей как раз такое место, потому что, кто как не мы делаем город привлекательным».
Не стоило оставлять без внимания и новый культурный объект поражающий не только своей идеей, но и масштабами. Известный калининградский архитектор Артур Сарниц и его команда взялись за восстановление и создание музея в фортификационном комплексе — Форт №11 «Денхофф».
– В правительстве, в общественном совете при губернаторе, куда вхожу и я, давно была идея использовать фортовые сооружения второго вального кольца вокруг города, — рассказывает Сарниц сидя под навесом, рядом со входом в форт. — Вообще все началось с инициатив связанных со Стасом Ларушонисом (известная в Калининграде семья, много лет живущая в Форте №1 «Штайн». — Примеч. авт.), были предприняты попытки узаконить его статус землевладения, но тогда ничего не получилось.
Над фортами Калининграда гордо развеваются российские флаги. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Над фортами Калининграда гордо развеваются российские флаги. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Артур говорит, что основная часть проектов держится на голом энтузиазме, либо люди не могут внятно представить концепцию использования государственного имущества.
– Форт, где мы находимся, использовался военными до осени 2014 года. После, когда его передали в областную собственность, министерство туризма области заинтересовалось им. Я оказался одним из первых, кто увидел этот форт после того как оттуда ушли военные. Как архитектор я делал техническое заключение.
По признанию архитектора, основной проблемой помимо охраны такой территории, была вода, затапливающая все помещения. До этого военные 30 лет не выключали водяную помпу, откачивающую воду. Но подобная технология не решала проблему до конца.
– Краевед Авенир Овсянов говорил, что форт испорчен навсегда, и нам никогда не удастся его восстановить. Но мы смогли это сделать. Вода ушла. И оказалось, что форт может быть не только визуально-красивым объектом, но и использоваться людьми.
Мы начали думать с правительством о возможности развития рекреационной зоны, а в перспективе — прокладки уникального маршрута через все 15 объектов внешнего кольца укреплений. Такого нет ни в одном российском городе!
Когда правительство области объявило конкурс на реконструкцию этого объекта, его единственным участником оказался Артур Сарниц.
– Я откровенно был удивлен, что желающих нет. Ведь объект такого формата попадается не часто. С другой стороны, это огромные вложения денежных средств. Мы организовали охрану своими силами, до завершения процедуры конкурса. Если бы не этот шаг, форт моментально бы растащили на куски, на территории начали бы жечь костры, складировать покрышки и уникальный объект загадился бы за считанные недели.
В помещениях Форта №11 уже появляются мастера-ремесленники. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
В помещениях Форта №11 уже появляются мастера-ремесленники. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Общий объем помещений доступных для использования — порядка 2000 квадратных метров. Пока что они еще сырые, некоторые без окон и дверей. Но Артур и его команда работают на перспективу.
– Каждый день пребывания здесь чего-то стоит. Хочется, чтобы проект приблизился к точке окупаемости. Мы планируем открыть мастерские народного творчества, музей, посвященный истории России в Европе, зону пикника, прокат лодок, хостел, библиотеку. На это мы отвели себе 3 года. Хотелось бы не делать здесь необратимых вещей. Все-таки мы такой «полигон» для обкатки технологий реконструкции подобных объектов. Теперь мы знаем, как осушать, как чистить, как косить траву. Даже если у нас ничего и не получится, то государство только выиграет, получив назад форт в гораздо лучшем виде, чем прежде.
Владелец такой огромной территории уверен, что даже в маленьких, камерных музеях можно показать много интересного.
– Современный музей это в первую очередь компьютерные технологии. Огромный упор должен делаться на визуальную составляющую. Мы же хотим вырастить поколение людей способное привести наше историческое достояние в порядок. Для этого нужно потрудиться, в том числе и в современном, доступным для каждого ключе. Наша родина — Россия, а Кенигсберг ее главный военный трофей. И к нему надо относиться по-хозяйски.
В поддержке государства музей «Форт №11» «Денхофф» пока что не нуждается. Однако в будущем они планируют обивать пороги любых российских фондов поддерживающих их патриотические начинания.
– Я не считаю, что нужно делить на немецкое наследие и русское настоящее, — рассуждает архитектор. — Мы долгие годы живем в многонациональном государстве, перенимая все лучшее у своих соседей. Здесь случилось так, что часть Европы стала Россией. За это мы заплатили немалой кровью. И сейчас следует быть хозяевами этой земли. Не бульдозерами сносить все то, что было до нас, а восстанавливать.
Артур Сарниц убежден, Калининград должен стать примером мирного сосуществования Европы и России.
– Сколько раз я встречался с таким мнением на Западе, что мы 70-летнее проклятие этой земли, что у нас ничего не получится. А мы докажем, что получится. Вы не представляете, как хорошо, что здесь живут русские люди, как хорошо, что над этой землей развевается российский флаг, — восклицает он.
Любовь к родине и родным краям у всех людей выражается по-разному. Кому-то достаточно просто относиться с уважением к стране, другой же будет кричать о величии родины и размахивать государственным флагом. Но есть и те, кто стремится увековечить память о своей земле делами. Одно из таких дел — открытие частного музея.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости