Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Трамвай-призрак

Вид площади и проходящих по ней трамваев за 80 лет не изменился. Сегодня это часть единственного сохранившегося маршрута № 5. Фото: forum-kenig.ru
Как развивался городской рельсовый транспорт Калининграда в течение почти 150 лет
Артемий Украинский
8 октября, 2015 14:08
10 мин
Калининградский трамвай — самый запоминающийся символ города. Его изображают на сувенирах, силуэт рисуют на логотипах городских мероприятий. Им гордятся, его демонстрируют гостям. И, хотя похожие трамваи поставлялись во многие города Советского Союза, калининградцы продолжают считать их уникальными, хотя бы за европейскую колею.
Любовь калининградцев к трамваю сродни обожанию Канта. Как и в случае с великим земляком, многим горожанам достаточно лишь памяти о нем.
Вспоминая историю городского трамвая с самого начала, можно с уверенностью заключить — общественному транспорту в городе всегда было тесно. В конце XIX века Кёнигсберг (название города до 1946 года. — Примеч. авт.) был заполнен конными повозками и пешеходами. Этот центр европейской торговли и сельского хозяйства уже как минимум на 10 лет отставал от своих соседей в плане городской планировки и развития транспортной инфраструктуры. Так что в 1881 году, когда компания Siemens запустила первый электрический трамвай в Берлине с колеей в 1435 мм, как у поездов, в портовом городе Кёнигсберге только открывалась морально устаревшая для Европы линия конки.
К началу XX века городская конка Кёнигсберга обслуживала свыше 21 км улиц на пяти маршрутах, используя 85 вагонов.
Интересно, что рабочая лошадь получала корма на 624 немецких марки ежегодно, а жалование кучера или контролера составляло 600 марок в год. При этом люди работали полную смену — по 14 часов, а животные — не более 4 часов в день, после чего их надлежало заменить на отдохнувших.
Холодный октябрь 1901 года стал для городской конки Кёнигсберга последним месяцем. Появившиеся за 6 лет до этого узкоколейные электрические трамваи буквально вытесняли с улиц лошадей. Всего за пару лет этот новый вид транспорта оправдал все ожидания — окупившись и составив серьезную конкуренцию конке как по количеству пассажиров, так и по скорости и комфортабельности. Только за первый год работы электрическим кёнигсбергским трамваем воспользовались около миллиона раз.
Магистрат настолько проникся успехами, что выкупил у «общества» всю городскую сеть конки за 712 500 марок, кроме одного пригородного маршрута. Лошадей проводили на конный рынок, где они были проданы, а вагоны отправились на склады до лучших времен. Так спустя 20 лет работы конка канула в Лету.
Приобретенные магистратом линии, выражаясь современным языком, стали муниципальной собственностью. А в Кёнигсберге появилась государственная городская сеть общественного транспорта — одной из первых в мире и первой в Германии.
Вслед за пятью государственными маршрутами появилось четыре частных, но уже к 1909 году и они были выкуплены. К концу первого десятилетия XX века городской трамвай Кёнигсберга охватывал 54 км городских улиц и насчитывал 14 маршрутов. Со дня исчезновения конных «трамваев» с городских улиц количество пассажиров возросло до 24 млн ежегодно. А к 25-летию электрических трамваев Кёнигсберга это число составило 49 млн. Шла Первая мировая война — 1921 год.
Немецкий трамвай сегодня используют для экскурсий. Фото: transphoto.ru
В послевоенные годы муниципалитет объединил все коммунальные службы в одну — «Кёнигсбергские предприятия и трамвай». Сотрудники этой организации инициировали разработку проектов новых вагонов и электромоторов — и все это в разгар жесточайшего экономического кризиса. Заказ поступил на городской завод «Штайнфурт», который в скором времени преобразил облик городского общественного транспорта. Как выяснится потом — на ближайшие несколько десятилетий.
Именно в таком виде немцы эксплуатировали и развивали сеть общественного транспорта до 1940 года. Но Вторая мировая война внесла свои коррективы — количество активного подвижного состава было вновь сокращено, значительно изменился график работы, большинство рабочих отправилось на фронт. Однако кёнигсбергский трамвай не прекращал движения вплоть до отключения электростанций во время наступления Красной Армии на столицу Восточной Пруссии в 1945 году.
Победителей встречал город в руинах. Пострадал и городской транспорт. Во время штурма брошенные трамваи превращались в командные пункты обеих сторон, служили ориентирами для наводчиков и представляли временное укрытие для солдат. Техника и контактная сеть были повреждены артобстрелами, танками, пулеметными очередями и пожарами на 80%. Из трех довоенных депо реконструкции подлежало одно.
Однако 112 км проложенных путей оставались целыми. В мае 1946 года трамвайное сообщение начали восстанавливать. Наиболее сохранившиеся трамваи ремонтировались и отсылались в Симферополь, где их использовали еще в течение 10 лет, до списания.
В 1946 году образованный сразу после переименования города «Калининградский трамвайный трест» состоял в основном из немцев — 494 против 58 советских граждан. До конца года в эксплуатацию было введено 5 км путей, но и этого было достаточно — спустя полтора года на городских улицах вновь зазвенел трамвай. Это был самый народный и доступный транспорт первых десятилетий.
К началу 1950-х количество перевозимых пассажиров равнялось 14 млн в год, а трамвайная сеть, состоящая из восьми маршрутов, покрывала все жилые районы города. Оставалась одна проблема — трамваи стали часто ломаться. Подвижной состав, прослуживший более 30 лет, стали менять на новую технику из дружественной ГДР. Но старые трамваи все равно эксплуатировали до полной выработки ресурса.
С годами маршруты менялись и часть трамвайного парка приходилось списывать в утиль. Фото: transphoto.ru
К 1970-му году количество пассажиров достигло показателей 1939 года — порядка 60 млн человек в год. Сам город в те годы был еще не вполне восстановлен.
Будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский, посетивший Калининград в конце 60-х, посвятил городскому трамваю и общей атмосфере того времени несколько строк:
«…Вручи вознице свой сверхзоркий Цейс.
Пускай он вбок свернет с трамвайных рельс.
Ужель и он не слышит сзади звона?
Трамвай бежит в свой миллионный рейс,
трезвонит громко и, в момент обгона,
перекрывает звонкий стук подков!
И, наклонясь — как в зеркало — с холмов
развалины глядят в окно вагона…»
Калининград постепенно отстраивался, расширялся, бывшие средневековые улочки превращались в гигантские проспекты, был снесен Королевский Замок — символ Кёнигсберга и заложен Дом Советов. Подъемные мосты с чугунной вязью уступали место бетонной эстакаде, а старые немецкие трамваи двух поколений — новеньким чешским «Татрам». Красные, с белой полосой вокруг, с круглыми фарами, с характерным звуком электродвигателя, автоматическими дверьми, пластиковыми сиденьями — они символизировали будущее общественного транспорта этого города.
В городе окончательно было установлено 10 трамвайных маршрутов, но с тех пор, по заверению жителей, трамвай потерял свой истинный шарм. Не стало мелодичного перезвона, уже нельзя было заскакивать в трамвай на ходу или цепляться за подножку, трамвай обезличился.
Правда, калининградцы смогли отличиться и здесь. Как и любая механическая деталь, токоприемники «Татр» со временем выходили из строя. Изготовить полноценный пантограф на заводах в Калининграде не удалось, а покупать новые было накладно. Тогда умельцы трамвайного депо придумали уникальную конструкцию, сочетающую токоприемник от «Татр» спереди и калининградскую «разработку» сзади. Она настолько прижилась и зарекомендовала себя, что стала неотъемлемой частью калининградских трамваев.
Распад СССР, экономический кризис 1990-х затронули все сферы жизни калининградцев. Не избежал потерь, правда, совсем незначительных, и городской трамвай. В рабочем состоянии удалось сохранить лишь половину имеющихся трамваев — 140 единиц, зато в 1990-е калининградцы не потеряли ни одного маршрута.
Затем маршруты все же стали сокращаться. К началу третьего тысячелетия калининградских трамваев оставалось не более 80. К 2013 году остались только так называемые университетские трамваи: маршруты № 3 и № 5 — на них можно было добраться до нескольких крупных корпусов двух главных калининградских учебных заведений. Но в июне 2015 года закрылся и маршрут № 3, оставив «пятерку» в одиночестве.
Новый скоростной трамвай должен был изменить отношение к электротранспорту. Фото: transphoto.ru
Пару лет назад сеть трамваев вновь планировали развивать и модернизировать. Купили новейший скоростной трамвай, выпущенный в польском городе Быдгощ специально для Калининграда — ПЕСА 121. Машину запустили по маршруту № 5, но введенные летом 2015 года временные изменения в схеме городского движения сделали его дальнейшую эксплуатацию невозможной. Проработав два года, дорогостоящая техника сегодня простаивает в депо.
Несмотря на то, что городские власти то и дело заявляют о намерении вернуть трамваи в городскую среду, всякий раз что-то не складывается и в результате трамваям отводится роль музейного объекта, рассчитанного в первую очередь на туристов.
Муниципальная компания «Калининградгортранс» и музей «Фридландские ворота» реализовали проект экскурсионного транспорта. Синий, трезвонящий, лоснящийся на солнце немецкий трамвай «Дюваг» каждое воскресенье в определенные часы медленно курсирует по центральным городским улицам. Гид рассказывает историю города, задает вопросы иногородним гостям и сетует на утрату большей части городских трамваев.
Иногда, прогуливаясь по отдаленным районам города, можно встретить аккуратно уложенные среди брусчатки кусочки металлических рельсов. Они упираются в бордюры или идут перпендикулярно новой дороге, а затем исчезают под слоем асфальта.
«…И в силу грусти, а верней, привычки
увидишь в тонких прутьях Кёнигсберг...»
Калининградский трамвай — это уже история.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ