Новости – Общество
Общество
Консолидация важнее конкуренции
Николай Цуканов оценил калининградские соки. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Когда калининградские продукты выйдут на общероссийский рынок
8 сентября, 2015 11:53
14 мин
Отказаться от польского и литовского продовольствия в пользу собственной продукции решили еще год назад власти Калининградской области. Для этого в регионе созданы все условия: хозяйствам на развитие бизнеса выделяются гранты до 3 млн рублей, бюджетная помощь на каждый гектар посевов на сумму от 10 до 30 тысяч, в зависимости от культуры, 20-процентное возмещение затрат на строительство круглогодичных тепличных комплексов. Желающих нашлось немного, но даже те, кто готов развивать бизнес под брендом «Сделано в Калининградской области», говорят о сложностях выхода на общероссийский рынок. Корреспондент РП пообщался с экспертами о перспективах дальнейшего развития АПК в анклаве.
Агро-фабрика «Натурово» расположена на окраине Калининграда. Именно здесь сырье становится готовыми продуктами, намытыми и упакованными как для супермаркетов, так и для гостиниц и ресторанов. Со стороны производство не кажется огромным, а внутри и подавно — рабочие площади всего 1400 квадратных метров. Директор ГК «Фито-депо» Александр Иванов рассказывает, что предприятию всего два года, и оно только развивается.
Как и большая часть техники, необходимое для производства сока оборудование покупалось в Европе еще до всех экономических кризисов за 10, 2 млн рублей, а всего за два года существования фабрики в нее было вложено 2 млн евро.
На первые в истории области соки деньги собирали из самых разных источников: собственные средства, займы, кредиты и дотации правительства области, в частности, практически 8-миллионная субсидия на развитие в 2014 году. И речь идет не только о стимуляции агро-фабрики компании «Фитодепо», но и рядовых фермерах, из чьих садов постепенно набирается сырье для следующих партий. Актуальные размеры дотаций для них: по 200 тысяч рублей на каждый гектар новых садов, и по 50 тысяч рублей на каждый гектар уже существующих. Это достаточно серьезная поддержка, особенно в сравнении с другими отраслями, о которых «Русская Планета» писала ранее.
Машина, превращающая за 4 минуты калининградские яблоки в свежевыжатый сок, совсем небольшая. Она занимает одно из производственных помещений и больше напоминает огромную соковыжималку. За стенкой — аппарат для последующей пастеризации и розлива сока в стандартные трехлитровые пакеты, фасуемые в картонные коробки.
Директор рассказывает, несмотря на то, что процесс не автоматизирован, на линии могут работать одновременно всего лишь 6 человек. При этом производительность линии позволяет мини-заводу выпускать 12 тонн продукта ежедневно или же 4 000 пакетов неосветленного сока. Масштабы и скорость производства поражают! Только задумайтесь — готовый пакет каждые 8 секунд.
Само производство не уникально. Сначала яблоки загружают в емкость для подачи массы под своеобразный пресс и сито, которые в прямом смысле выжмут из плодов последние соки и отфильтруют жидкость от большей части мякоти. Это, кстати, важный момент, роднящий калининградские соки прямого отжима с аналогичными европейскими. Особого внимания заслуживает конечный результат: часть мякоти все же остается в самом соке, не лишая его необходимых для человека витаминов. При этом почувствовать ее фактически невозможно — об этом даже не забыл упомянуть директор завода Александр Иванов.
– Вы можете пить с закрытыми глазами, и вам даже покажется, что сок осветлен. Но как вы сами видели, мы делаем только продукт прямого отжима. Мы не добавляем туда ни воды, ни консервантов, ни сахара, ничего, что отличало бы сок, произведенный здесь по своим полезным свойствам, от домашнего.
С ним согласился и временно исполняющий обязанности губернатора Николай Цуканов, оценивший по достоинству вкус калининградского яблочного сока.
– Для меня самое главное, что он натуральный и сделан из калининградских плодов. Сегодня только начало пути, но уже через 1-2 года у нас в регионе может появиться несколько таких производителей. Заложенные нами сады в этом и прошлом году в скором времени смогут полностью обеспечить область яблоками, — продолжал Николай Цуканов. — А в перспективе мы будет отправлять на основную территорию России также голубику и прочие ягоды, фрукты и овощи, и, конечно же, калининградские соки.
Уже через 1-2 года в регионе может появиться несколько таких производителей. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Уже через 1-2 года в регионе может появиться несколько таких производителей. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Помимо качества продукции, присутствовавших на открытии линии волновал вопрос цены для рядовых потребителей. Директор ГК «Фитодепо» поспешил развеять все сомнения о доступности регионального продукта.
– Мы дадим самую минимальную цену на соки. Нас интересуют не «сливки», а объем. Стоимость трехлитровой упаковки в торговых сетях, которая бы устроила и нас, и потребителей, составляет 100 рублей.
В эксклюзивном интервью «Русской Планете» Александр Иванов подчеркнул, что в целом между всеми выпускаемыми продуктами янтарного края и «российским импортом» вряд ли будет огромная разница в цене.
– Рынок способен к саморегуляции, как это часто говорят. И соотношение цены и качества ему в этом окажет большое подспорье. Например, доверие к зарубежным товарам всегда обуславливалось огромной работой маркетологов западных компаний. В оформлении их продуктов будто бы все кричит: смотрите, какие мы технологичные, передовые, крутые. Но важно понимать, что за красивой этикеткой должно быть качество. Калининградцам не должно быть стыдно за местные товары, — заключает он.
По мнению Иванова, одинаковую «брендовую» наклейку должны получать не все региональные производители. Должна быть разработана какая-то система оценки и получения этого знака. Предприниматели обязаны нести ответственность за свой товар и давать гарантии соблюдения технологии производства в будущем.
Хотя и не все компании готовы использовать бренд «Сделано в Калининградской области». Так, тепличное хозяйство «Дона», расположенное в одноименном фортификационном укреплении, занимается выращиванием овощей и салатов уже много лет. По данным пресс-службы правительство области это частное хозяйство — старейшее в области.
Но, по словам хозяйки Галины Купцовой, «Дона» предпочитает искать свои пути к потенциальным потребителям. Как и у многих фермерских хозяйств региона, часть продукции уходит в сети нефасованной и безымянной. И потому покупатель просто не может отличить продукты одной компании от другой. Но часть — «пестрит» наклейками, наименованиями и прочими атрибутами успешности компании на современном рынке.
Галина признается, урожая их теплиц не хватит, чтобы обеспечить всю область, и потому они сосредоточили все силы на рынке областного центра. От поставок «на Россию» они также отказались.
– Чтобы что-то вывести туда, сталкиваешься сразу с рядом проблем: границы, таможни, различные разрешения. Я помню, мы как-то выращивали лук, а излишки решили продать на московские рынки. В итоге, чуть ли не в минусе оказались. Границы всю выгоду съели, — с горечью в голосе рассказывает хозяйка комплекса.
Еще одной проблемой с реализацией сельскохозяйственной продукции являются «возвраты». Галина Купцова говорит, что они стараются договариваться с ритейлерами и делить убытки поровну. Но на общем объеме продаж это обычно не сказывается. «Дона» продает много, и по подсчетам бизнесменов, продает без остатков. Правда, не без сожаления, по ценам ниже, чем в прошлом и позапрошлом годах. Но это воля правительства и торговых сетей — отечественная продукция должна соответствовать «народным ценам».
– Нашим главным конкурентным преимуществом с импортом является то, что овощи — скоропортящиеся продукты. И завозить их откуда-то — сетям себе дороже: побьются, сгниют, потеряют во вкусе, — рассказывает она. — Теперь, нет больше испанских, голландских, польских. Все наше, российское!
Бизнесмены не скрывают, что готовы пользоваться любой государственной помощью и участвовать во всех программах развития АПК. Вопрос обеспечения жителей области продукцией собственного производства имеет особое значение для регионального правительства. Не секрет, что тепличное хозяйство «Дона» за последние два года из средств областного и федерального бюджетов получило порядка 2 млн рублей.
Удивительно, но возможность выхода калининградских товаров в торговые сети появилась только после введения санкций. До этого момента жители европейского анклава России даже не могли представить себе свой собственный рынок, насыщенный региональными товарами. Теперь все изменилось, и это произошло ровно за один год. Пониманием политики импортозамещения стало объединение бизнеса, общества, конкурентов и партнеров, производителей и упаковщиков, фабрик и ритейлеров вокруг общих проблем и их решение.
Покорять общероссийский рынок продукция анклава не спешит. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
Покорять общероссийский рынок продукция анклава не спешит. Фото: Артемий Украинский / «Русская планета»
На подобный шаг отважился директор «Фито-депо» Александр Иванов, который в конце 2014 года создал и возглавил ассоциацию калининградских сельхозпроизводителей. Прекрасно понимая, что консолидация важнее конкуренции.
– 20 лет назад, в 1995-м, когда мы только начинали, — рассказывает Иванов, уже как председатель ассоциации. — В области не было крупных хозяйств и фермеров за редким исключением. Но даже тех, кто открывал свой бизнес тогда — вряд ли можно встретить в этой сфере сегодня, слишком многое поменялось с тех пор. С 2005 года можно говорить о расцвете частных сельскохозяйственных компаний. В 2015 они уже вышли на хороший уровень. Теперь они конкурентоспособны, если сравнивать их с ближайшими польскими и литовскими фермерами.
Цель ассоциации — попытаться организовать некий закупочный союз, который позволил бы объединить возможности разрозненных хозяйств в единый «пул». Таким образом, повысив надежность и привлекательность сделок с поставщиками.
– Плохо, если импортных товаров не будет вообще. На мой взгляд, самое оптимальное — четверть калининградского рынка должны составлять поставленные из-за рубежа товары. Как говорят в России, на то в реке и щука, чтобы карась не дремал, — уверен глава калининградской ассоциации сельхозпроизводителей.
В свою очередь областное правительство старается работать чуть ли не на пределе бюджетных возможностей. И Николай Цуканов, и его министры не раз говорили о разработанной областной программе импортозамещения, включающая усиленную систему господдержки овощеводства. Она предполагает выделение грантов в размере до 3 миллионов рублей, бюджетную помощь на каждый гектар посевов на сумму от 10 до 30 тысяч, в зависимости от культуры, 20-процентное возмещение затрат на строительство круглогодичных тепличных комплексов.
По словам врио министра сельского хозяйства Владимира Зарудного, около 85 млн рублей бюджетных средств выделяется на строительство хранилищ овощей и фруктов и их переработку.
За последние три года специальные областные программы помогли свыше сотни начинающих фермеров создать и развить крестьянские хозяйства, еще десяти — реализовать проекты семейных животноводческих ферм. Как рассказали «Русской Планете» в пресс-службе правительства — за период 2012-2014 годов калининградские фермеры реализовали сельхозпродукцию на сумму более 165 млн рублей, ввели в оборот свыше 5 000 гектаров земли, создали 170 новых рабочих мест.
А уже в этом году на грантовую поддержку перечислено свыше 84 миллионов рублей из средств бюджетов разных уровней. На создание и развитие новых фермерских хозяйств предусмотрено более 46 млн рублей. Общая сумма средств на переработку областной продукции достигла практически 40 млн рублей. Это беспрецедентные меры на уровне региона!
Правительство усиленно продвигает идеи вовлеченности жителей региона в бизнес-процессы. Некоторые фермерские хозяйства региона уже начали практиковать продажу выращенного урожая непосредственно на месте с привлечением к его уборке потенциальных покупателей.
– Быть ближе к потребителю — тот девиз, который калининградские фермеры реализуют на практике. Элементы агротуризма, образования детей в увлекательной, «вкусной» форме через вовлечение в процесс сбора ягод и овощей «для себя» становится все более популярным среди калининградцев, — отметил врио министра сельского хозяйства Владимир Зарудный.
Кроме всего выше сказанного жители области видят в открытии новых предприятий и производственных линий новые рабочие места, а те же селяне и фермеры — шанс реализовать свою продукцию на новых рынках сбыта. Так что одна из задач местного руководства — строительство современных хранилищ и субсидирование аналогичных предприятий по переработке.
Нынешних запасов областного сырья хватит на несколько месяцев, со всеми торговыми сетями у крупнейших региональных производителей уже есть договоренности. А так как все эти компании — федеральные, то и выход зарекомендовавших себя отечественных товаров будет значительно облегчен.
Что будет дальше и когда начнется полноценный экспорт товаров в Россию?! Предприниматели расходятся во мнении. Кто-то называет срок в полтора года, кто-то в 5 лет, а кто-то вообще не уверен, что хочет связываться с таможенными органами трех стран на пути в те же московские супермаркеты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости