Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Все уйдут, а я останусь

Через тестовый трек, построенный совместно с корейским автогигантом, сегодня проходят все выпускаемые модели. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»

Как работает калининградский завод «Автотор» после ухода General Motors из России

Артемий Украинский
15 сентября, 2015 16:27
12 мин
Россия продолжает удерживать 3-е место в Европе по объему продаваемых автомобилей — около 6,5 тысяч машин ежедневно. Но еще недавно казалось, что и такое станет невозможным: один за другим автоконцерны объявляли об ограничении своей деятельности, о переносе ряда проектов или — в особых случаях — вообще об уходе с российского рынка. Среди корпораций, поддавшихся негативному влиянию среды, оказалась и General Motors, известная нам по маркам Opel, Chevrolet и Cadillac. В начале 2015 года она покинула Россию. Причин для такого шага у американцев было ровно столько же, сколько и у любой другой компании в тот период, но они пошли по пути наименьшего сопротивления — закрыли российские сборочные линии.
Один из самых известных отечественных заводов, сотрудничающих с мировыми концернами, оказался в равной степени как в минусе, так и в плюсе от сложившейся ситуации. Корреспондент «Русской планеты» встретился с председателем совета директоров компании «Автотор» Валерием Горбуновым и пообщался с работниками предприятия, чтобы понять, настолько ли велики потери от кризиса и откуда берется оптимизм на общем фоне стагнации отрасли.
Расположенный на 80 гектарах в пригороде Калининграда, «Автотор» автоматизирован и полностью экологичен. На территории рядом с главным офисом расположены несколько производственных корпусов, пруд, загон для фазанов и небольшая стоянка для только что сошедшей с линии продукции — сегодня это порядка 400 машин ежедневно. И речь идет только об одной площадке из четырех.
В таком виде часть автомобилей попадает за завод после долгой транспортировки из Азии или Европы. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
В таком виде часть автомобилей попадает за завод после долгой транспортировки из Азии или Европы. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
Если бы не добрая репутация компании на рынке и многомиллиардный оборот, вряд ли кто-либо разрешил бы ей строительство еще одного комплекса автомобильных производств (так называемого автокластера) на площадке в 600 га. На реализацию проекта выделили чуть более 1000 дней.
Основная идея — локализация, или, по-современному, импортозамещение в области автомобильной промышленности. Например, самый очевидный смысл тут — экономия $7 тысяч с каждого невостребованного в процессе перевозки деталей контейнера. То есть все детали машины должны производиться не просто в одном регионе, а в идеале в непосредственной близости от сборочного цеха. Все это соответствует не только бизнес-идеям отдельно взятой компании, но и планам правительства — рядом с автокластером планируется возвести новый жилой район Калининграда, рассчитанный на 50 тысяч человек. Это настоящая европейская модель производства полного цикла с проживанием персонала в непосредственной близости.
Шанс получить звание «второго Детройта» есть уже в 2020 году — именно к этому сроку должно завершиться строительство комплекса, включающего нескольких производителей. В перспективе новые проекты дадут области минимум 10 тысяч новых рабочих мест, добавят в региональную казну еще миллиард-другой рублей ежегодных налоговых отчислений, снизят стоимость авто.
Здание «Автотора» внешне ничем не напоминает промышленного гиганта. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
Здание «Автотора» внешне ничем не напоминает промышленного гиганта. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
В общем, успешный проект даст области минимум 10 000 новых рабочих мест, добавит в областную казну еще с миллиард-другой рублей ежегодных налоговых отчислений, снизит стоимость авто на несколько процентов, и позволит производить 1/12 ежегодной российской потребности в новых машинах. К слову, сейчас этот показатель в 38 раз ниже, так что планы грандиознее некуда! 
За 21-летнюю историю завода им выпускалось порядка 30 различных моделей автомобилей 5 мировых концернов. А всего на данный момент с конвейеров сошло более 1,4 млн машин. Но это статистика и цифры, за которыми всегда стояли люди и их труд. 
К сожалению, производство, завязанное на глобальные рынки и экономику абсолютно разных государств, наиболее уязвимо. На работу «Автотора» влияют колебания на корейском, китайском, американском, немецком, российском рынках.
Производство автомобилей проходит в полуавтоматическом режиме. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
Производство автомобилей проходит в полуавтоматическом режиме. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
– Мы не работаем с дилерами, мы работаем напрямую с крупнейшими мировыми автоконцернами, у которых есть заводы по всему миру. И потому не спрос на российском рынке, а мировой спрос на машины вынудил наших заказчиков сбавить обороты или временно покинуть рынок, — поясняет пресс-секретарь компании Сергей Луговой.
Так было, например, с General Motors, вложившей только в «Автотор» свыше $350 млн. Еще совсем недавно американский автопроизводитель требовал нанять на сборочные линии еще 1500 человек, что лишь подтверждало серьезный настрой компании — половина выпускаемых калининградским заводом авто носили один из шильдиков GM.
Почему автоконцерн ушел после таких инвестиций и с учетом занимаемых в России позиций? Валерий Горбунов предполагает, что это импульс акционеров, испугавшихся сиюминутных проблем. Но это все равно удивительно – ведь другие сильные игроки, наоборот, стремились нарастить свое влияние.
– Всегда есть объективные и субъективные причины, — комментирует Горбунов. — И что я отвергаю сразу, так это давление государства на работу концерна. Они могли бы снизить объемы производства, но уйти, на наш взгляд, — решение абсолютно неправильное. Я точно знаю, что некоторые топ-менеджеры GM были против, но там все решают акционеры.
Председатель совета директоров «Автотора» уверен, что вернуться на рынок General Motors будет гораздо сложнее, но производитель это обязательно сделает, когда ситуация стабилизируется окончательно.
Но то, что было опасностью для одних, стало прекрасной возможностью для других. Так, корейская KIA инвестировала в «Автотор» 20 млн евро — под проект новой линии производства полного цикла (CKD). Еще 30 млн евро нашлось в России, и уже сейчас проект реализуется с опережением. На данный момент, помимо двух существующих и попеременно работающих линий CKD, уже готово еще 24 тысячи квадратных метров цехов, которые остается лишь наполнить современным оборудованием. Особая гордость союза «Автотора» и KIA — автомат, измеряющий геометрию кузова в 500 точках, сварочный робот и тестовый трек, способный выявить 72 ошибки при производстве.
В цехе сварки за 8–10 минут из разрозненных деталей собирается кузов полноценного автомобиля. За следующие 2 часа 50 минут его красят, сушат, комплектуют деталями, проверяют и тестируют на специальном треке.
Основные детали кузова сваривает робот-автомат. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
Основные детали кузова сваривает робот-автомат. Фото: Артемий Украинский/«Русская планета»
Параллельно еще на трех линиях производят машины по принципу SKD, то есть крупноузловой сборки, когда на завод в качестве детали присылается уже сваренный и покрашенный кузов. Процесс занимает в два раза меньше времени, но по факту все основные агрегаты и статус автомобиля машина обретает уже на калининградском заводе.
В обоих случаях автомат подает кузов на конвейерную ленту, где рабочие наполняют салон всем необходимым, после чего он перемещается на этаж ниже. Там уже устанавливаются силовой агрегат, трансмиссия, подвеска и прочие узлы.
Аналогичное производство ведется также и в цехах BMW, а грузовая линия собирает Tata Daewoo и Ford Trucks. Так что, если работа не будет останавливаться и ситуация на рынке не изменится, к концу 2015 года «Автотор» выпустит 90 тысяч единиц техники.
Раньше большую часть производимой продукции составляли авто B-класса и «низа» C-класса (это общемировое название машин среднего класса — хетчбэков и седанов). Не менее популярным в России считается и сегмент SUV — на «Автоторе» он представлен линейкой немецких внедорожников и малыми корейскими кроссоверами. Но вскоре все новые мощности завода будут обращены в сторону полноценного С-класса — именно он сейчас особенно востребован.
Некоторые детали производятся в самом Калининграде. Это собственно кузов, аккумуляторы, а также сиденья, которые для KIA шьет здесь корейская компания, и бамперы калининградского представительства канадской Magna. Причем, со слов сотрудников, большая часть продукции всегда выпускается с опережением планов. Грузовой транспорт, производимый «Автотором», оснащается кузовами компаний Schmitz и Grunwald — их делают в Калининграде. И именно этот проект может стать началом целого направления производства коммерческого транспорта в регионе на базе автокластера.
Но что мешает производить пластик салона или стекла? Одна из причин — невозможность обеспечить должное качество своими силами. Вторая — отказ ряда производителей перевозить свое производство в Калининград. И третья — невостребованность тех или иных деталей на рынке. Да и применить оборудование ушедших с рынка компаний для производства других марок оказалось физически невозможно: другие виды сварки, другие крепления, иные материалы.
Валерий Горбунов вспоминает, что недоверие некоторых иностранных инвесторов к калининградскому проекту Особой экономической зоны отмечалось всегда.
– Когда в 1995 году у нас рождался проект сотрудничества с BMW, немецкие предприниматели заходили на рынок очень настороженно, постоянно во всем сомневались, — рассказывает он. — Их интересовало абсолютно все, чуть ли не на каждое наше слово они просили документальное подтверждение. Я прекрасно помню, как проходило одно из первых общих совещаний: с нашей стороны сидели семь генералов, представляющих российскую таможню, а с другой стороны — топ-менеджмент BMW. И немцы задавали им вопросы, проверяя все то, что мы сказали до этого.
Этим примером Горбунов хочет подчеркнуть, что даже большие энтузиасты, желающие открыть здесь свое производство, имели массу вопросов к развивающейся отрасли и региону. 
По его словам, этим примером он лишь хочет подчеркнуть, что даже большие энтузиасты, желающие открыть здесь свое производство, имели массу вопросов к развивающейся отрасли  и региону. Пока новые зарубежные автомобильные компании-производители так и не пришли на Калининградский рынок. Попытки пригласить сюда Land Rover пока что не нашли своего отражения в реальных планах «Автотора», а развитие отрасли коммерческого транспорта с Tata Daewoo или Ford Trucks — лишь узконаправленный сегмент рынка. Хотя он, безусловно, важен и интересен тем, что вовлекает в производство сторонних региональных производителей. 
– В Калининграде никогда не было автомобильного производства, и нам приходилось привозить специалистов, вокруг которых потом формировалась целая команда, из Набережных Челнов, Запорожья, Тольятти. Мы также отправляли сотрудников на стажировки в Корею и Германию, — с гордостью вспоминают на «Автоторе». — И эти люди стали собирать корейские и немецкие машины, а затем и американские ничуть не хуже прочих.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ