Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Стойкие и выносливые

Иерей Виталий на воскресной службе. Фото: Олег Зурман
Как живут и служат калининградские старообрядцы
Олег Зурман
22 декабря, 2014 18:25
10 мин
Между кружком единоверцев, который собирался по воскресеньям на квартирах для молитвенных чтений, и сформировавшейся старообрядческой общиной — дистанция в десять лет жизни. За это время местные староверы обзавелись настоящим священником и часовней. Теперь они мечтают о храме. Корреспондент «Русской планеты» пообщался со старообрядцами, живущими в Калининградской области.
Довершаться надо
Окраина поселка Большое Исаково. Здесь, на пустыре в сорока метрах от дороги стоит первая и пока единственная в Калининградской области старообрядческая часовня. Из-за недостатка финансирования на ее строительство ушло семь лет. Московская метрополия РПСЦ выделила пятьдесят тысяч рублей, из необходимых четырехсот. Для небольшой общины сумма запредельная, но в итоге староверы ее все-таки накопили.
– А тебе говорили, что бриться нельзя? — заводит разговор иерей  калининградской общины старообрядцев Виталий Норкин с зашедшим в часовню мужиком.
– Так мне по работе не положено бороду носить, — оправдывается посетитель.
Мужику лет сорок на вид. На нем черная куртка, светло-синие джинсы и белоснежные кроссовки; через плечо — кожаная сумка. Его зовут Иван. Он — старовер, живет в подмосковье, ходит в море. Судно, на котором Иван плавает, ближайшие два месяца будет стоять на ремонте в Светлом. За это время  моряк решил подружиться со своими клининградскими единоверцами.
– Морякам — не положено!? — преувеличенно удивляется Виталий. — Без бороды нельзя, ты аккуратненько ее отращивай. Да и модно сейчас бороду носить.
Моряк явно в замешательстве от напора, с которым священник пропагандирует брадоношение.
– Окормляешься у кого? — резко меняет тему разговора священнослужитель.
– Я из Нарьян-Мара родом. Крестили меня дед с бабкой, а читал (молитву – прим. РП.) духовный наставник.
– Так беспоповец ты, что ли? — в шуточно-разоблачительном тоне спрашивает Норкин.
– Получается, что так.
– Э-э-э-э, дорогой, довершаться надо! Выходит, что ты и не крещенный вовсе.
– Ну, как не крещенный? — пытается было поспорить Иван.
– А вот так: наставник воду не освящает, миром не мажет. Исповеди и причащения у вас нет, а без причащения к богу не попадешь, — добродушно смеется Виталий. — Так что приходи ко мне, как надумаешь. Довершим тебя — будешь настоящий старообрядец.
Доводы иерея, на моряка, кажется, подействовали, и настоящим старообрядцем он готов стать уже в следующее воскресенье. Во всяком случае, на службу прийти пообещал.
Как я стал священником
История старообрядчества в Калининградской области началась в 2004 году, когда Виталий Норкин, еще не имевший духовного сана, стал объединять вокруг себя местных староверов. Община была небольшой, неофициальной, но довольно активной.
– Нас всего человек десять-пятнадцать тогда было. Ходить в никонианскую церковь и молиться вместе с теми, кто складывает пальцы щепотью, нам, старообрядцам, строго запрещено. А поскольку хоть один раз в год, но нужно обязательно причаститься, то ездили мы в центральную Россию. В основном во Владимир, в Москву, туда, где естественно храмы были. Съездим на недельку: причастимся, исповедуемся и — обратно, — рассказывает священнослужитель.
Путешествовали старообрядцы на стареньком «Фольксвагене» Виталия, грузовом микроавтобусе, переделанным им же под кемпер: с диваном и столом. В одну из таких поездок Норкин попросил у Московской метрополии направить в Калининградскую  область священника. Там подумали и решили, что присылать кого-то из столицы незачем, раз есть Виталий, и предложили служить ему. Для начала — в чине дьякона.
– Это было в 2005 году. Я тут же отправился в Москву, прошел необходимую практику. А через два года стал священником. В Калининграде собирались на квартирах у прихожан, проводили службы. Нарывались нередко на соседей, называвших нас сектантами. Было не просто, но несмотря на все сложности, держались мы вместе и старались не распадаться.
Священнику 69 лет. В старообрядческую церковь Норкин пришел, когда ему было 49. От прямого ответа на вопрос о причинах перехода в староверы уклоняется, загадочно объясняя это личными мотивами.
– Уж никогда не думал, что вообще стану священником. При советской власти нас так идейно дрессировали, что людей в церковных кафтанах мы презирали и считали их чуть ли не врагами человечества.
В 2010 году калининградская община получила статус церкви. На сегодняшний день в ней насчитывается около 50 человек. В регионе староверов естественно гораздо больше, говорит священник, но посещают богослужения не все.
– Многие думают, что староверы это отшельники какие-то, живущие в скитах в Сибири. В большом городе отшельником быть невозможно, да и каноны не предписывают вести непременно затворнический образ жизни. У нас в церкви все — обычные люди: преподаватели вузов, учителя, пограничники, студенты, полицейский еще есть, — перечисляет иерей своих прихожан.
Сам Виталий до выхода на пенсию перепробовал разные профессии: ходил в море и искал где-то на севере нефть в составе геологической экспедиции.
«Представь, что ты в театре»
Воскресное утро. У входа в часовню громко стрекочут два электрогенератора. Внутри пахнет ладаном. Пол часовни устлан коврами. У противоположной от входа стены лежит сваленный в кучу утеплитель для крыши. Во время богослужения паства поделена на две части: слева — женщины, справа — мужчины.
– Крестные знамения и поклоны делать не надо, а вот руки из карманов лучше достать, — замечает мое присутствие Виталий. Он одет в бордово-золотистую фелонь, взгляд его сосредоточен. — Вот, на стул можешь присесть. И представь, что ты в театре.
В «театре» довольно прохладно. Проблема с отоплением часовни пока что решается при помощи нескольких обогревателей. На все помещение приборов не хватает, а те, что есть, согревают в это утро преимущественно женскую сторону.
В часовню, проникает седобородый старичок с отверткой в правой руке. Его зовут Никола. Он здесь — техподдержка: следит за тем, чтобы обогреватели работали исправно. Всякий раз, заходя с улицы внутрь, Никола опускается на колени и начинает производить какие-то манипуляции с удлинителями, ведущими к генераторам. Старик так сконцентрирован на своем деле, что совершенно не замечает того, что творится вокруг.  
Рядом со мной сидит 16-летний Андрей. Он из Нестеровского района. Сюда приехал со своей бабкой-старообрядкой, решившей, что внука пора уже крестить. При крещении у староверов человека полностью погружеают в воду. Троекратно. Для этой процедуры в часовне имеется большой зеленый бак. Сегодня, правда, школьника так и не крестили. Насос, который качает воду из скважины, расположенной недалеко от часовни, почему-то не завелся.
– Ну, ничего, в другой раз приедем, — говорит бабушка Андрея. — У нас в семье богатая старообрядческая традиция, корни которой ведут аж во времена Петра I. Так что без крещения никак не обойтись.
– А сам-то ты креститься хочешь или это только пожелание родственников? — спрашиваю я Андрея.
– Хочу.
– И в церковь ходить каждое воскресенье собираешься?
– Не знаю, — честно отвечает он.
Бабушке и внуку необходимо договориться с Виталием о дате следующего визита, а я переключаюсь на разговор с Зинаидой Поруновой, состоящей в общине с 2007 года.
Женщина трудится в пекарне, а в свободное время помогает иерею проводить службы, читая молитвы и Писание на церковнославянском языке. Этому она еще в школе научилась. Ее муж Валерий к калининградским старообрядцам примкнул лишь четыре года назад.
– С мужем были некоторые трудности: у меня долго душа болела, от того, что он не крещен, в церковь не ходит и молитв не знает. Мы с дочерью с ним долго общались на эту тему, и в итоге супруг принял решение присоединиться к нашей вере. Меня же при рождении крестили как старообрядку. Все предки по маминой и по папиной линии были староверами, казаками с Урала. Беспоповцы, правда. В семидесятых годах XIX века их сослали в Казахстан. Они обосновались в городке рядом с Байконуром, где живут и поныне.
Дочку Зинаиды зовут Калерия. Ей 18 лет, учится в КГТУ на первом курсе экономического факультета.
– Калерия с древнегреческого языка означает — стойкая, выносливая, — объясняет мне девушка.
– Она действительно выносливая: с 14 лет на службы ходит и не жалуется, — говорит Зина.
– Тяжело, конечно, поначалу было. Неохота вставать по выходным дням, но потом осознаешь, что это надо для самой себя. Вообще, тот момент, когда я стала по-настоящему верить, стала частью общины, сыграл важную роль в том, какая я сейчас, — говорит Калерия.
– А какая ты сейчас?
– Это лучше у мамы спросите.
– Мне повезло с ребенком. Она у меня замечательная, хоть и своенравная.
– Соблазны юности тебя не одолевают? — провоцирую я студентку.
– Надеюсь, что нет, — опережает дочь Зинаида.
– Не пью, не курю, по ночным клубам не хожу, — отшучивается Калерия.
– А как ты реагируешь на интерес молодых людей к своей персоне. Староверам, насколько я знаю, не желательно создавать пару с иноверцем.
– Только верующего парня приму. Если не верующий — пусть сначала приходит на собеседование, — с нарочитой строгостью говорит Зина дочке.
Девушка смущенно улыбается.
***
– Скоро рядом с часовней мы построим притчевый дом, где будут трапезная и небольшая гостиница для приезжих старообрядцев, — делится планами на будущее Норкин. — А потом возьмемся за храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Земля есть, от арендной платы нас на год освободили.
Реализацию столь амбициозного проекта, как строительство храма, священник оценивает в 3-4 миллиона рублей. Где взять такие деньги он, правда, пока не знает, рассчитывая, как и любой верующий на божью помощь
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ