Новости – Общество
Общество
Из мастерских — с любовью
Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»
В Калининградской области создают условия для трудоустройства аутистов
6 июня, 2016 17:58
7 мин
Аутизм все чаще называют болезнью цивилизации. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13% в год. Трудоустройство — ключевая тема для среды людей с этим типом заболевания. При этом инвалиды с диагнозом аутизм качественно выполняют мелкую работу, требующую детализации, но без специального сопровождения им не обойтись. В Калининградской области созданы уникальные мастерские, где трудится молодежь с ментальными расстройствами. К сожалению, за свой труд ребята денег не получают. В проблеме разбирался журналист «Русской планеты».
Елена Синицина мама взрослого сына с расстройством аутистического спектра (РАС). Саше 19 лет он самостоятельно ходит в секцию бокса, а три раза в неделю в тренажерный зал. Полгода назад Елена пристроила его в школу танцев.
– В спортзале мужской коллектив, ему нужен опыт общения с противоположным полом, — пояснила она.
Как и многие родители аутистов, Елена Синицина уверяет, детей с таким диагнозом нужно сопровождать и конечно любить. Видов аутичных расстройств много, но есть две отличительные черты. Аутисты не могут установить общение с другими людьми и стремятся делать все по заданному алгоритму. Если их научить какому-то виду деятельности такие работники будут неспособны «схалтурить». Их отличает аккуратность, педантичность, стереотипность поведения. Елена — председатель общественной организации «Астарта». В апреле 2011 года ее создали родители детей-инвалидов с ментальными расстройствами. Миссия: дарить материнскую заботу и любовь, оказывать помощь в нелегком жизненном пути.
«Астарта» выросла со своими детьми. Здесь умеют превращать проблемы в задачи и постепенно их решать. Для Елены Синициной это длинный путь. Все началось с того, как у ее сына обнаружили задержку речевого развития.
– Сначала мы повели Сашу к логопеду, и уже потом ему поставили диагноз аутизм, — поделилась Елена.
– Такая ситуация распространена, — поясняет специалист по детскому аутизму психолог Юлия Лузина. — РАС часто принимают за задержку психоречевого развития. Ребенка отправляют к логопеду, который вызывает речь и не сразу понимает, что проблема глубже. Чем раньше поставить правильный диагноз, тем лучше. Аутизм у детей в 2–3 года поддается коррекции проще. К пяти годам поведенческие реакции уже сформированы, и ломать их сложно.
26 апреля 2016 года на заседании Облдумы уполномоченный по правам ребенка Калининградской области Татьяна Батурина, сообщила что в 22 общеобразовательных школах города созданы коррекционные классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Елена Синицина восприняла это скептически.
– Только нам об этом почему-то не сообщили, — сказала она.
По ее наблюдениям, в большинстве случаев, родители, сталкиваясь с инвалидностью детей, остаются с ней один на один. Всего нужно добиваться самостоятельно. К сожалению, не все оказываются на это способны. Многие замыкаются в своих проблемах.
Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»
Фото: предоставлено общественной организацией «Астарта»
По словам Елены Синициной, коррекционные классы хоть и существуют, но подходящие условия и атмосфера есть не везде.
– О том, чтобы учиться с обычными детьми в одном классе речь, конечно, не идет. Но в школе №10, на базе которой появилась «Астарта», наши дети вместе со здоровыми посещают столовую, мероприятия, играют на площадке. И это облагораживает обычных ребят, делает их добрее, терпимее и цивилизованнее, — поясняет Елена.
Наше общество не готово видеть и принимать тех, кто от них отличается. После окончания школы выход во взрослую жизнь инвалидам с ментальными расстройствами закрыт. За время обучения дети с РАС, благодаря усилиям педагогов и родителей, заметно прогрессируют в социальном и умственном развитии. Получив основные навыки общения, сдав выпускные экзамены, они остаются одни, замыкаясь в четырех стенах и стремительно теряя приобретенное с большим трудом умение взаимодействовать с внешним миром.
Для того чтобы решить эту проблему в 2011 году активисты «Астарты» обратились к местным и региональным властям за содействием в создании мастерских, в которых ребята не только трудились бы и приносили пользу, но и общались, чувствовали свою вовлеченность в жизнь общества. При активном содействии областного правительства и нынешнего вице-губернатора Алексея Силанова удалось получить участок земли со строениями в поселке Прегольский. Будущие мастерские закрепили за учреждением «Особый ребенок», которое находятся в ведомстве регионального Минсоцполитики. На территории два здания площадью 305,9 кв. м и 96,5 кв.м. Пока удалось обустроить только меньшее из них. Для получения профессиональных рекомендаций калининградцы пригласили немецкого эксперта Рольфа Гилльманна. С 1976 года у себя на родине он создал с «нуля» восемь таких мастерских и был их руководителем. В Германии они существуют повсеместно, там трудятся люди, которых общий рынок труда из-за их заболеваний не принимает, в том числе инвалиды с РАС. Заказчики довольны качеством работ: ошибок не бывает. Похожий опыт в России есть только в Пскове. Там открыты мастерские на шесть производственных отделений.
К 2016 году на участке в поселке Прегольском «Астарте» удалось обустроить газоны и клумбы, теплицу с цветочной рассадой, грядки с овощами. У аграрной мастерской уже есть и заказы на озеленение социальных объектов. 17 подростков с проблемами здоровья работают здесь по специальности «растениеводство». Любовь к садовым работам многим из них привили в школе № 10, где ребята трудились на пришкольном участке.
При этом, инвалиды денег за свой труд не получают, так как по нашему законодательству мастерские предоставляют инвалидам «социальную услугу». В настоящее время минсоцполитики и «Астарта» договариваются о возможности передать полномочия по оказанию социальных услуг общественникам и организовать рабочие места для инвалидов.
Сейчас проблемы людей с РАС решаются лишь частично, не только в Калининграде, но и в большинстве регионов России. В специализированных классах их обучают по коррекционным программам, которые включают в себя общеобразовательные и развивающие предметы, с учетом индивидуальных особенностей. Но после школы идти некуда.
– Это все равно, что нищего взять с мороза обогреть, накормить и выставить обратно на холод, — поясняет Елена Синицина.
А значит, теперь перед «Астартой» новая задача — сделать мастерские в Прегольском самоокупаемыми, чтобы хватало средств на зарплаты сопровождающих специалистов и учеников. Для этого нужно, чтобы там трудилось не менее 50 ребят. Но столько не вместится в маленькое здание. Придется обустраивать второе строение — но на это денег ни у кого нет. От того, как решится проблема, зависит, будет ли в нашем регионе дан шанс людям с РАС.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости