Новости – Общество
Общество
Шаги к Ханне Арендт
Ханна Арендт, 1943 год. Фото: Фред Штайн
В Калининграде впервые пройдет женская историческая ночь
7 мая, 2014 16:40
13 мин
8 мая 2005 года в Норвежском Бергене местные феминисты провели первую Женскую историческую ночь — акцию, нацеленную на возвращение в городское и историческое пространство женских имен. В современной урбанистической культуре, на их взгляд, слишком много свидетельств о достижениях мужчин, успехи женщинах, напротив, упоминаются крайне редко. Исправить это они решили с помощью бумаги, ножниц и клея. Активисты стали размещать в городе плакаты и листовки с изображением женщин, оставивших свой след в развитии мировой науки и техники, культуры и общества в целом. Спустя несколько лет акция стала международной. Не так давно она добралась до Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. В 2014 году к Женской исторической ночи впервые присоединяется Калининград. Корреспондент «Русской планеты» поговорил с ее местными инициаторам: кандидатом географических наук, доцентом БФУ им. И. Канта Марией Кохановской и социологом, кандидатом социологических наук этого же университета Анной Алимпиевой.
– Чем отличается калининградский вариант Женской исторической ночи от ее европейских и российских аналогов?
Макет листовки с изображением Иоганны Амброзиус. Фото: Предоставлено организаторами акции
М. К.: На наших листовках — женщины, связанные непосредственно с историей региона. Мы выбрали несколько ключевых фигур из советского и российского периодов и несколько из прусского. Получилось восемь имен: немецкая писательница Фанни Левальд, политический философ, основоположник теории тоталитаризма Ханна Арендт. Еще одна героиня того периода народная поэтесса Восточной Пруссии Иоганна Амброзиус. Любопытно, что многие произведения классиков она прочла уже после того, как вышло ее собственное собрание сочинений. И четвертая, самая известная фигура — королева Луиза. Советская эпоха представлена радисткой из группы «Джек» Анной Морозовой, человеком уникальной судьбы, погибшей в возрасте 23 лет. Среди других фигур у нас есть герой Социалистического труда Зинаида Белякова, всю жизнь не покладая рук занимавшаяся сельским хозяйством. Она, кстати, живет в Славске. Еще одна фигура, совершенно удивительная личность, капитан дальнего плавания Людмила Бобкова. И восьмая женщина-археолог, Фрида Гуревич, крупный ученый, руководивший раскопками в Калининградской области. С ее именем ассоциируется научное, академическое освоение региона в послевоенный период.
– Вы уже определились с местами, где появятся эти листовки?
М. К.: Какого-то специального плана обклеить листовками, допустим, вдоль и поперек площадь Победы у нас нет. Мы совершенно точно хотим повесить их у себя в университете и библиотеках. Разумеется, предложим листовки тем, кто придет на какое-либо мероприятие в рамках Женской исторической ночи. Желающие смогут расклеить их у себя на остановке или на доске объявлений у своего подъезда. Также макеты листовок будут доступны в официальных сообществах в интернете (Facebook и Вконтакте — Примеч. РП).
М. К.: Какого-то специального плана обклеить листовками, допустим, вдоль и поперек площадь Победы у нас нет. Мы совершенно точно хотим повесить их у себя в университете и библиотеках. Разумеется, предложим листовки тем, кто придет на какое-либо мероприятие в рамках Женской исторической ночи. Желающие смогут расклеить их у себя на остановке или на доске объявлений у своего подъезда. Также макеты листовок будут доступны в официальных сообществах в интернете (Facebook и Вконтакте — Примеч. РП).
– Почему вы решили показать именно «Розенштрассе» — фильм о крупнейшей протестной демонстрации времен Третьего рейха, на которую вышли этнические немцы-родственники евреев, которых отправляли в концлагеря?
А. А.: Буквально эта кинолента и вся реальная история, на основе которой она была снята, с движением феминизма, скажем, с какими-то конкретными историческими женскими фигурами не связана. «Розенштрассе» — это история о коллективном субъекте, то есть, о большом количестве женщин, которые, столкнувшись с одинаковой проблемой, не побоялись высказать свою позицию в условиях, несомненно, более страшных, чем те, в которых мы сейчас живем. Мне кажется, важно, чтобы зритель, посмотрев этот фильм, задал себе вопрос: «Если бы я оказался в такой ситуации, я бы выступила в защиту своего мужа, соседа, своих прав?» Наша страна пережила сталинские времена, когда одного члена семьи репрессировали, а другой при этом мог сказать: «Да, мой отец, моя сестра — враги народа, я с ними ничего общего не имею»,— и продолжать функционировать в качестве человека лояльного к этому режиму и блага от этого режима еще иметь. В общем-то, сейчас, если посмотреть на последние события в России и Украине, существуют такие же риски, как в сталинские времена и времена нацистской Германии. Этот фильм очень многослоен: они и о войне, и о режиме, и о конфликте между свободой воли и страхом.
Макет листовки с изображением Анны Морозовой. Фото: Предоставлено организаторами акции
М. К.: Выбирая этот фильм, мы не ставили целью показать, что хорошо, а что плохо, не собираемся мы и обличать какой-то режим. Это, прежде всего, возможность задуматься, возможность обогатить вот это историческое пространство, которое человек сам же и интерпретирует. Мне, честно говоря, больно, что чем дальше, тем этот фильм становиться более актуальным.
– Сказывается ли как-то, на ваш взгляд, близость Калининградской области к Европе, на роли здешних женщин в обществе?
А. А.: На многих вещах наше географическое положение отражается, но не на этом. Даже больше скажу, если по правде, я не хочу никого здесь обидеть, в Калининграде почти нет женских организаций, которые бы стояли на определенной идеологической позиции. Которые четко бы говорили о гендерном равенстве, которые бы позиционировали себя как те, кто борется с гендерной дискриминацией, насилием и так далее. Таких организаций в регионе фактически нет.
М. К.: У нас, в основном, женские организации, которые идеологически стоят на позициях, скорее, патриархатных. То есть выступают за традиционную семью, за то, чтобы женщина хорошо себя чувствовала у плиты, занималась рукоделием, воспитывала детей.
А. А.:То, что рукодельницы получают возможность на каких-то ярмарках продавать свои изделия — это хорошо, только это не должно быть возведено в ранг женского удела. Мы как-то пытались в рамках одного международного проекта создать так называемый женский форум. Некоторое количество раз происходили даже в разной степени успешные встречи с женскими организациями, стоящими на разных позициях. Но все-таки между ними и нами чувствовался некий разрыв.
М. К.: Есть кое-где в Калининградской области еще небольшие женские клубы. Конечно, идеологически они могут быть различны, но тема женской взаимопомощи совершенно точно там присутствует. Мы знаем, что подобные локальные группы существуют в Гвардейске, Озерском и других районах области.
Мария Кохановская (слева) и Анна Алимпиева. Фото: Сергей Югов
– Какое значение Женская историческая ночь имеет для Калининграда и лично для вас?
М. К.: Прекрасно, что нам удалось добиться того, что Калининград подключается к «Женской исторической ночи» и в тоже время, это все-таки не первый шаг, а в некотором роде продолжение. У нас есть инициативы, посвященные королеве Луизе. Некоторое время назад уже проводилась замечательная просветительская, акция посвященная Ханне Арендт. Теперь будет широкая общественность откроет для себя имя Фанни Левальд. Наверное, дальше будет что-то еще. То есть с одной стороны мы что-то делаем в первый раз, а с другой — это логическое продолжение уже каких-то маленьких шажков, и меня лично это очень радует.
А. А.: Мы хорошим коллективом в приятной компании в отличных местах организуем совершенно замечательные мероприятия. Было бы странно не воспользоваться этим днем для того, чтобы донести важные идеи до максимально широкого круга людей. Я считаю, что если определенное количество людей задумается о каких-то прекрасных женщинах, об их жизни, об их вкладе в историю, если кто-то скажет: «Ну, надо же, есть и женская история!» — то это уже будет событием. Не нужно ждать, что после Женской исторической ночи мы все вдруг бац — проснемся в гендерно чувствительном обществе, где все друг друга любят, все равны и тому подобное. Это такая работа, которая многие годы должна вестись. Я думаю, в нашей жизни мы, наверное, не дождемся каких-то радикальных изменений, но не делать всего этого тоже невозможно.
Программа Женской исторической ночи в Калининграде:
7 мая, 19:00 – Лекция «Женщины в психоанализе», место проведения – Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (ул. Дмитрия Донского, 7-11, 6-й этаж, каб. 604).
8 мая, 16:00 – Доклад "Неизвестная известная Фанни Левальд", место проведения – Институт гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (ул. Чернышевского, 56а, ауд. 44)
8 мая, 18:00 – показ и обсуждение фильма "Розенштрассе" режиссера Маргареты фон Тротта, место проведения «Капуцин Dark» (пр-т. Победы, 3)
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости